Значение и смысл КАТА.
- написал: albinakolyada
- 0
- 0
Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков. Они зародились ещё в средневековье. Но можно назвать нечто, что является связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется КАТА. Ката в переводе с японского означает «форма» или «образ»., представляют собой технические комплексы традиционного карате. Причём ката в первозданном виде практически не осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако независимо ни от чего, все мастера известных стилей карате всегда придавали и придают изучение формальных комплексов исключительное значение, поскольку в КАТА заложены все основные принципы боевых искусств.
Ката — это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьёзно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката, означает одержать победу над самим собой. Если изучающий карате-до не научился побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ЦЕННОСТЬ КАТА.
Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Это подчёркивает миролюбивый характер карате, основывающийся не на агрессивных чувствах, а в умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах карате: чередование мягкого и жёсткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служит четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Заканчиваются ката, как правило, в том же месте, где и начиналась.
Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующий уровень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования как:
— чёткое и правильное выполнение всех элементов ката;
— контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещение тела в используемом пространстве;
— правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи);
— передача боевого духа каждого ката, мощный киай;
— соблюдение правильно ритма в ката и количества времени необходимое на его исполнение;
— знание терминологии каждого движения, используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката;
— умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зеркальном) исполнении, ура-ката;
Только при выполнении всех перечисленных требовоний можно переходить изучению и практике следующего ката.
Считается, что ката в период возникновения и на начальном этапе распространения карате названий не имели и получили их, как знаки различия, позднее, когда количество ката стало увеличиваться. Ряд ката связано с именем мастера, создавшего их. Так, например, существуют различные варианты ката бассай в разных стилях, существенно отличающихся между собой, но изначально был только один бассай, созданный мастером Мацумура. Впоследствии его учениками были составлены различные версии этого ката, изучение которых позволяет улучшить понимание и технику карате.
Ката — это своего рода «форма», внешне отображающая внутреннее содержание. Отличие ката от кихона состоит в том, что работа в кихоне подразумевает работу только с одним противником, тогда как ката — это в определённом смысле «хореографические» комплексы боя с несколькими противниками.
Различные школы или стили обладают определённым набором классических ката (формальным комплексам), которые соответствуют определенным ступеням мастерства. Поэтому ката подразделяют на «ученические» и «мастерские». Основное внимание в ученических ката уделяется самой «схеме» движений и правильному выполнению технических действий. Они могут казаться сравнительно простыми, но в то же время воплощают достоинство и стойкость композиции. В более сложных мастерских ката большое внимание уделяется правильсти дыхания, чередования напряжения с расслаблением, точности движений и их ритмичности, а также концентрации энергии. Также, используется условное деление ката на медленные и быстрые, «дыхательно — энергетические» и силовые.
Регулярные тренировки ката способствуют развитию силы, подвижности, координации, возможность управлять своим телом. Поэтому понимание значения всех движений в ката с самого начала является важным элементом их выполнения так же, как и способность представлять действительное нападение противника.
Ката южного происхождения:
Ката Санчин (Sanchin) — «Три битвы». Имеет различные толкования, например, координация стойки, дыхания и движений руками, или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой. Это ката привёз в Окинаву из Китая Канрю Хиганна. Так же считается, что санчин исходит ещё со времен Батхитхармы и монастыря Шаолинь.
Ката Теншо (Tensho) — «поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюнь Мияги как дополнение к санчин.
Ката Гекусай Дай, Гекусай Шо (Gekusai Dai, Gekusai Sho).. Гекусай Шо — «Завоевывай и занимай — младший». Гекусай Дай — «завоевывай и занимай — старший». Может также обозначать «бери приступом крепость». Эти ката были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений.
Ката Сайфа (Saifa) — «максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги.
Ката Сейчин (Seienchin) — «шторм внутри спокойствия», дословно — «атаку мятежное поселение» или «подави наступление». Название указывает превзойти слабость духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний.
Ката Гарю (Garyu) — «опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остаётся в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой.
Ката Сейпай (Seipai) — «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-те, хотя то ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может вообще рассматриваться как отдельное ката.
Ката северного влияния:
Ката Тайкиоку (Taikioku) — первоотчина — великий предел. Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает Тайкиоку как основа всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться и идти по тропе карате.
Ката Пинан (Pinan) — «спокойный (мирный) ум, спокойная (мирная) безопасность». Пять ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм, чтобы обучать детей.
Ката Янцу (Yantsu) — говорят, что это имя китайского военного атташе в Окинаве, переводиться как «обеспечить чистоту».
Цукино ката (Tsuki No Kata) — ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.
Ката Сушихо (Sushiho) — «пятьдесят четыре ступни».
Ката Канку (Kanku) — «посмотри на небо». Первоначально это ката называлось «Кушанку». Это звание, присвоенное китайскому атташе в Окинаве. Канку — это высшее ката в Киокушин.
Ката — это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьёзно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката, означает одержать победу над самим собой. Если изучающий карате-до не научился побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ЦЕННОСТЬ КАТА.
Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Это подчёркивает миролюбивый характер карате, основывающийся не на агрессивных чувствах, а в умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах карате: чередование мягкого и жёсткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служит четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Заканчиваются ката, как правило, в том же месте, где и начиналась.
Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующий уровень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования как:
— чёткое и правильное выполнение всех элементов ката;
— контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещение тела в используемом пространстве;
— правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи);
— передача боевого духа каждого ката, мощный киай;
— соблюдение правильно ритма в ката и количества времени необходимое на его исполнение;
— знание терминологии каждого движения, используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката;
— умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зеркальном) исполнении, ура-ката;
Только при выполнении всех перечисленных требовоний можно переходить изучению и практике следующего ката.
Считается, что ката в период возникновения и на начальном этапе распространения карате названий не имели и получили их, как знаки различия, позднее, когда количество ката стало увеличиваться. Ряд ката связано с именем мастера, создавшего их. Так, например, существуют различные варианты ката бассай в разных стилях, существенно отличающихся между собой, но изначально был только один бассай, созданный мастером Мацумура. Впоследствии его учениками были составлены различные версии этого ката, изучение которых позволяет улучшить понимание и технику карате.
Ката — это своего рода «форма», внешне отображающая внутреннее содержание. Отличие ката от кихона состоит в том, что работа в кихоне подразумевает работу только с одним противником, тогда как ката — это в определённом смысле «хореографические» комплексы боя с несколькими противниками.
Различные школы или стили обладают определённым набором классических ката (формальным комплексам), которые соответствуют определенным ступеням мастерства. Поэтому ката подразделяют на «ученические» и «мастерские». Основное внимание в ученических ката уделяется самой «схеме» движений и правильному выполнению технических действий. Они могут казаться сравнительно простыми, но в то же время воплощают достоинство и стойкость композиции. В более сложных мастерских ката большое внимание уделяется правильсти дыхания, чередования напряжения с расслаблением, точности движений и их ритмичности, а также концентрации энергии. Также, используется условное деление ката на медленные и быстрые, «дыхательно — энергетические» и силовые.
Регулярные тренировки ката способствуют развитию силы, подвижности, координации, возможность управлять своим телом. Поэтому понимание значения всех движений в ката с самого начала является важным элементом их выполнения так же, как и способность представлять действительное нападение противника.
Ката южного происхождения:
Ката Санчин (Sanchin) — «Три битвы». Имеет различные толкования, например, координация стойки, дыхания и движений руками, или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой. Это ката привёз в Окинаву из Китая Канрю Хиганна. Так же считается, что санчин исходит ещё со времен Батхитхармы и монастыря Шаолинь.
Ката Теншо (Tensho) — «поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюнь Мияги как дополнение к санчин.
Ката Гекусай Дай, Гекусай Шо (Gekusai Dai, Gekusai Sho).. Гекусай Шо — «Завоевывай и занимай — младший». Гекусай Дай — «завоевывай и занимай — старший». Может также обозначать «бери приступом крепость». Эти ката были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений.
Ката Сайфа (Saifa) — «максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги.
Ката Сейчин (Seienchin) — «шторм внутри спокойствия», дословно — «атаку мятежное поселение» или «подави наступление». Название указывает превзойти слабость духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний.
Ката Гарю (Garyu) — «опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остаётся в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой.
Ката Сейпай (Seipai) — «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-те, хотя то ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может вообще рассматриваться как отдельное ката.
Ката северного влияния:
Ката Тайкиоку (Taikioku) — первоотчина — великий предел. Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает Тайкиоку как основа всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться и идти по тропе карате.
Ката Пинан (Pinan) — «спокойный (мирный) ум, спокойная (мирная) безопасность». Пять ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм, чтобы обучать детей.
Ката Янцу (Yantsu) — говорят, что это имя китайского военного атташе в Окинаве, переводиться как «обеспечить чистоту».
Цукино ката (Tsuki No Kata) — ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.
Ката Сушихо (Sushiho) — «пятьдесят четыре ступни».
Ката Канку (Kanku) — «посмотри на небо». Первоначально это ката называлось «Кушанку». Это звание, присвоенное китайскому атташе в Окинаве. Канку — это высшее ката в Киокушин.
0 комментариев