Что такое Джиу Джитсу

Немного истории


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу
Джиу-джитсу существо­вало в Японии на протяжении веков. Происхождение это­го стиля не совсем ясно. Его родиной считается Индия, хотя доказательств того, что это утверждение верно, явно не хватает. В древних японских манускриптах упомина­ются о множестве различных стилей рукопашного боя, и большинство из них описывают техники, очень похожие на техники современно­го джиу-джитсу. Название стиля можно перевести как «нежное искусство» или «мягкое искусство». Это обес­кураживает, поскольку стиль был напрямую связан с кро­вавыми боями в феодальной Японии. Он включал удары руками и ногами, атаку уязвимых точек, броски, удушения и заломы. Джиу-джитсу было клановым самурайским боевым искусством и было настолько действенно, что человек, столкнувшийся с самураем, владевшим им, был обречен. Термин «мягкое искусство» означал самую суть, идею, которая лежала в основе всех стилей джиу-джит­су, как классического японского, так и современного бра­зильского, — идея наиболее эффективного использова­ния силы. Вместо того, чтобы применять силу против силы, боец джиу-джитсу использовал силу противника против него самого и с помощью эффективной техники одоле­вал силу и агрессию — в этом заключается философский аспект джиу-джитсу. Следуя этому принципу, маленький человек может победить более сильного и крупного противни­ка. Это и есть та идея, благодаря которой искусство, в котором применялись удары по глазам и в пах, ломанъие позвоночника и тому подобное, получило название «мягкого». В Японии появилось множество «рю», или школ джиу-джитсу, каж­дая из которых имела свои отличительные особенности. Одни концентрировались на бросках, другие — на борь­бе, третьи — на ударах. На протяжении всего периода, пока в Японии царил феодализм, джиу-джитсу было ис­кусством первостепенной важности. Но колоссальные со­циальные сдвиги, которые произошли в Японии во время разрушения феодального строя и перехода к модерни­зации по западному образцу, полностью стерли необхо­димость в этом искусстве. С исчезновением самураев и тех боевых традиций, на которые оно опиралось, класси­ческое японское джиу-джитсу практически исчезло. В конце девятнадцатого столетия стиль переживал глубо­кий кризис. Многие мастера были вынуждены зарабаты­вать на жизнь врачебной практикой, используя свое зна­ние анатомии. Другим приходилось сражаться за день­ги. Их считали досадной помехой, странным, неприятным пережитком дикарского прошлого. Однако благодаря японским мастерам в конце XIX — начале XX века джиу-джитсу стало известно в Европе и США. Европейцев и американцев ставила в тупик способность азиатских борцов выходить победителями в поединках с соперниками, как борцами, так и боксерами, порой весьма значительно превосходившими и по физическим данным. Результатом явилась быстро растущая популярность восточных единоборств. Японские мастера-инструкторы приглашались во множество открывающихся в США школ. Особый интерес к джиу-джитсу проявили военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские.

Влияние Дзигоро Кано


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Дзигоро Кано
Дзигоро Кано (1836—1938) начал изучать джиу-джит­су, чтобы стать сильнее и научиться давать сдачи школьным хулиганам. После нескольких лет обучения он стал масте­ром в нескольких стилях классического джиу-джитсу, осо­бенно Кито рю и Тенджин Шино рю, и в то же время взял на себя обязанности учителя в своем додзё. Изучая джиу-джит­су, Кано столкнулся с рядом проблем, от которых нужно было избавляться. Некоторые из них были социальными. Джиу-джитсу стремительно теряло популярность, и возникала опасность, что стиль полностью исчезнет, если кто-нибудь не сохранит его техники. Кроме того, Кано прекрасно пони­мал, какая публика занималась в то время джиу-джитсу (мно­гие из учеников были преступниками и хулиганами, что от­нюдь не создавало стилю доброго имени). Общество пола­гало, что джиу-джитсу было варварским и архаичным ис­кусством, и это не могло не беспокоить Кано. Также он ви­дел проблемы и в природе самого искусства. Стиль пред­ставлял собой набор отдельных техник. Он не содержал ни принципов ведения поединка, ни целостной тактики. Вместо того, чтобы дать ученику необходимую стратегию ведения динамичного поединка, классическое джиу-джит­су предлагало только ряд «приемов», разработанных для того, чтобы победить противника с помощью эффективно­го владения телом. Другой проблемой, которую Кано обна­ружил в классическом джиу-джитсу, был метод тренировок. Классическое джиу-джитсу изучалось при помощи ката — неизменных хореографических техник, когда оба партнера отрабатывали только последовательность движений и не сражались друг с другом. «Живые» тренировки (спаррин­ги) проводились только в некоторых школах и на высшем уровне мастерства. Это было сделано специально, так как джиу-джитсу содержало много опасных приемов, таких как удары по глазам и в пах, вырывание волос и еще многое в том же роде. Если бы ученики сражались в полную силу, то к концу тренировки без травмы не остался бы никто. Следо­вательно, единственным способом изучения искусства ос­тавались ката, и это означало, что ученики не могли почув­ствовать, как их движения действуют на противника. Есте­ственно, что в поединке соперник не станет подстраивать­ся под вас только для того, чтобы вы правильно провели прием, поэтому такая система была устаревшей и не прино­сила ощутимой пользы. Недостаток использования на тре­нировках только ката можно увидеть очень легко. Чтобы решить эти проблемы, Кано решил вдохнуть в искус­ство новую жизнь и изменить его в корне.

Гений Кано


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

Уникальность реформ и гениальность Кано в исто­рии боевых искусств и в частности борьбы основывались на радикальной перемене метода, с помощью которого ученики отрабатывали показанные им приемы. Кано не был новатором в области техники; большинство тех зна­ний и навыков, которыми он владел, были почерпнуты из старых школ джиу-джитсу. Его реформа заключалась в том, что он полностью изменил способ, при помощи ко­торого передавал эти знания ученикам. Главным элемен­том тренировки, который Кано ввел в своей школе Кодо-кан, стал «рандори», или живой спарринг. Идея состояла в том, что двое учеников сражались друг против друга в полную силу, стараясь применить именно показанную технику. Так они знакомились с ощущением поединка с настоящим, упирающимся противником. Как вы понима­ете, это гораздо сложнее, чем применять прием против соперника, который двигается вместе с вами в хореогра­фической последовательности, на которой строятся ката. Такие тренировки развивали значительно большую лов­кость и скорость, как физическую, так и ментальную, и готовили учеников к изматывающим и непредсказуемым движениям реального поединка. Чтобы сделать «рандо­ри» приемлемым, Кано убрал из него все опасные эле­менты. Согласитесь, никто не выдержит, если его каждый день будут бить, рвать за волосы и пытаться выцарапать глаза. Чтобы предотвратить травмы, Кано убрал удары и «грязные» приемы. Заломы были ограничены до залома руки в локте (он был гораздо безопасней, чем заломы ног, спины, шеи, запястий и плеч). Теперь ученики могли бо­роться в полную силу, не рискуя получить травму, и тем самым они обретали опыт, жизненно необходимый для того, чтобы сражаться против настоящего противника.

Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

То, что Кано устранил опасные элементы из трени­ровки для того, чтобы сделать ее более легкой для уче­ников, может повергнуть читателя в шок. В конце кон­цов, искусство боевое, так почему бы не тренировать на­выки настоящего боя, используя действительно опасные болевые приемы классического джиу-джитсу? И не ос­лабит ли сам стиль их исчезновение? Здесь и проявил себя реформаторский гений Кано. Интуитивно мастер почувствовал, что боевое искусство можно сделать бо­лее эффективным, если убрать «опасные» элементы и по­зволить ученикам отрабатывать оставшиеся техники в полную силу. Кано понял, что эффективность боевого искусства определяется не столько набором техник и приемов, сколько методом изучения этих техник. Важ­ность этого заключения трудно переоценить. Оно пред­ставляет собой один из величайших прорывов за всю историю боевых искусств.

Создать поистине эффектив­ный стиль можно только тогда, когда создана методика, позволяющая ученикам изучить и запомнить его движе­ния и техники, что становится возможным только в том случае, если ученики тренируются с настоящим против­ником, причем в полную силу. Действительно, это звучит как парадокс — боевое искусство, ставшее более эффек­тивным после устранения опасных приемов. Кано заме­тил, что боец, который постоянно отрабатывает «безо­пасные» техники в полную силу против сопротивляюще­гося противника, может сражаться лучше, чем тот, кото­рый тренирует «смертельные» приемы без малейшего противодействия со стороны оппонента. Сразу же ска­жем, что «безопасная» техника не значит «неэффектив­ная». Техники, оставленные Кано, были «безопасными» только в том смысле, что их можно было без лишнего рис­ка применять на тренировках до тех пор, пока ученики соглашались останавливать спарринг после удачного проведения приема. В уличной драке при помощи таких «безопасных» техник вы можете сломать противнику ло­коть или удавить его до потери сознания. Появление это­го тренировочного метода стало огромным сдвигом в ис­тории искусства борьбы.

Методы Кано в действии


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

В начале 1880-х Кано открыл собственную школу боевых искусств Кодокан, где начал использовать разра­ботанный им метод тренировок. Новое боевое искусство он назвал «дзюдо», чтобы отличить его от классического джиу-джитсу. Выбор названия достаточно интересен. «Дзю» в дзюдо означает то же самое, что «джиу» в джиу-джитсу. (Джиу-джитсу — старая и ошибочная форма на­звания боевого искусства древних японцев. Правильно говорить «дзю-дзюцу» или «дзю-джитсу». Тем не менее, традиционное название звучит именно как «джиу-джит­су», поэтому мы его и оставили.) «Дзю» означает «не­жность» или «мягкость». «До» означает путь и соотно­сится с образом жизни или религиозными взглядами. Дзюдо было не просто набором техник, а скорее образом жизни, со своими моральными, духовными и социальны­ми ценностями, в тот же время оставаясь эффективным боевым стилем. Школа Кодокан привлекала многих та­лантливых учеников и вскоре обрела популярность в Япо­нии. Примерно в конце 80-х годов полиции Токио пона­добился боевой стиль, которым могли бы овладеть офи­церы. За право тренировать полицейских сражались мно­гие школы классического джиу-джитсу, включая самые известные и престижные. Чтобы выяснить лучшую, было решено провести турнир. Победу можно было одержать только броском, после которого противник падал на спи­ну, или захватом на удержание. Этот турнир был не по­хож на современные турниры СБИ, поскольку удары были запрещены. Больше всего это соревнование походило на чемпионат по борьбе. Ученики школы Кодокан встрети­лись лицом к лицу с самыми сильными японскими рю классического джиу-джитсу и выиграли почти все по­единки. Результат был поразителен, поскольку школа существовала только четыре года, а сэнсею не было еще и тридцати. Это нанесло классическому джиу-джитсу смертельный удар, и дзюдо стало главным боевым сти­лем Японии. Методы Кано доказали, что его преобразо­вания были действительно эффективными.

Маеда


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу
Одним из лучших учеников Кано был Мицуё Маеда (1878—1941). Сначала он изучал классическое джиу-джитсу, но в возрасте восемнадцати лет перешел в шко­лу Кодокан, где быстро стал одним из лучших. Кано был очень заинтересован в распространении дзюдо за пре­делами Японии; возможно, это было частью его желания сделать этот стиль олимпийским видом спорта. Он напра­вил нескольких учеников в США, чтобы продемонстри­ровать свое искусство. Двое были посланы на Восточное побережье. Первым был пожилой человек, Томита, один из первых учеников Кано и участник турнира в Токио 1886 года. Он прекрасно владел техникой и был неплохим учи­телем, но, к сожалению, уже не так много стоил как боец. Вместе с ним в Америку приехал Маеда, который при не­обходимости должен был сражаться в поединках. Снача­ла дела пошли не так хорошо, как можно было бы ожи­дать. В Военной Академии Вест-Пойнт (а не в Белом Доме, как многие ошибочно полагают) японцам предложили сразиться с игроком футбольной команды, размеры ко­торого внушали настоящий страх. Маеда немедленно со­гласился. Футболист быстро сбил японца с ног и прижал к земле. На Западе борцовские поединки обычно реша­ются именно «удержанием». Если вы в течение недолго­го времени сможете удержать противника на спине, то одержите победу. В джиу-джитсу и дзюдо, напротив, пока вы держите противника ногами, пусть даже и лежа на спи­не, поединок продолжается (потому что вы, находясь в таком положении, легко можете обрести контроль и по­бедить соперника). Некоторые считали, что победил аме­риканец, потому что он сбил Маеду с ног и навалился сверху. Тем не менее, Маеда продолжал схватку и вскоре применил залом руки, вынудив противника признать по­ражение. Разногласие во мнениях заставило зрителей требовать еще одного поединка. Томита был выше ран­гом в дзюдо, чем Маеда, и американцы ошибочно сочли его лучшим бойцом (по сути, он был лучшим учителем, но его звезда борца давно уже закатилась). Они начали кричать, требуя, чтобы футболист сразился с Томитой. К чести сказать, Томита вызов принял, но, к ужасу Маеды, американец легко сбил его на землю и в этот раз дей­ствительно удержал. Японцу ничего не оставалось, кро­ме как корчиться под противником — для дзюдо это был настоящий провал. После такого конфуза Томита и Мае­да расстались, Томита отправился на Западное побере­жье, а Маеда остался на Восточном, горя желанием вос­становить престиж и репутацию дзюдо. Он хотел сразить­ся с профессиональным американским борцом или бок­сером. Маеда жил в Принстоне, Нью-Джерси, и Нью-Йор­ке, готовясь к поединку в Кэтскиллс, Верхний Нью-Йорк. Прошло некоторое время, и он выступил против талант­ливого местного чемпиона по борьбе, одержал впечат­ляющую победу и вернул своему искусству почет и ува­жение. Относительная неизвестность дзюдо и джиу-джит­су в Америке делала жизнь Маеды очень трудной. Все же его мастерство и успехи в поединках создали ему репу­тацию и добавили уверенности в своих силах. Он стал. настолько уверен в себе, что бросил вызов чемпиону-тя­желовесу Джеку Джонсону, которого многие и по сей день считают лучшим боксером всех времен. Именно так Мае­да начал традицию, которую позднее продолжат Хелио Грейси и его сыновья. Хелио вызвал на поединок лучше­го боксера своего времени Джо Льюиса. В наше время сразу несколько представителей семьи Грейси собира­лись сражаться с истинной иконой бокса, Майком Тайсо-ном. Джонсон не ответил и тем самым положил начало традиции, согласно которой боксеры-тяжеловесы не об­ращают никакого внимания на подобные вызовы Маеда много странствовал по миру. После своего путешествия по Северной Америке он побывал в Цент­ ральной и Южной, а позже посетил и Европу.

Он сра­жался во многих профессиональных поединках и таким образом нарушал многие моральные заповеди дзюдо, которые были достаточно строгими. Возможно, именно поэтому Маеда предпочитал называть свое искусство «джиу-джитсу», а не «дзюдо». Есть и другие причины, по которым он изменил название своего стиля. Перед тем как стать учеником школы Кодокан, Маеда изучал классическое джиу-джитсу, и только в позднем (по мер­кам боевых искусств) возрасте он попал под влияние Дзигоро Кано, который был мастером джиу-джитсу шко­лы Тенджин Шино рю. Когда Маеда стал сражаться как профессиональный борец, он очень часто был вынуж­ден применять техники, запрещенные в дзюдо, но бывшие частью изученного им ранее джиу-джитсу. Кроме того, Маеда был умным и внимательным новатором. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убирал те, которые считал неэффективными. Он разрабатывал свой собственный стиль, целью которого было успешное про­тиводействие двум основным типам бойцов на Западе — борцам и боксерам. В вопросах техники он отошел от чистого дзюдо. Факт остается фактом, и, обучая сво­ему искусству многих людей, которых он встречал в сво­их путешествиях, Маеда настаивал на том, чтобы они называли его стиль «джиу-джитсу». Его учениками были как полицейские, так и обычные люди, а свое мастер­ство он оттачивал в поединках. Потрясающие достиже­ния Маеды сделали его легендой в Центральной и Юж­ной Америке. Он сражался также в Англии и Испании, где взял себе псевдоним Граф Кома, ставший очень из­вестным. В начале 1920-х Маеда вернулся в Бразилию и ока­зался в центре кипучей деятельности, развернутой япон­ским правительством с целью основать колонию в север­ной части страны. Это было время имперской Японии, и Страна Восходящего Солнца стремилась обрести колонии за океаном, подобно тому, как это сделали ведущие за­падные государства. Одной из стран, выбранных для ко­лонизации, стала Бразилия, и Маеда должен был помочь с осуществлением проекта. У Маеды были хорошие впе­чатления от Бразилии и плохие от Северной Америки (где антияпонские настроения были куда сильнее), поэтому он счел, что именно Бразилия станет лучшим местом для основания колонии, и с огромным рвением приступил к работе. Проект было достаточно трудно претворить в жизнь (на самом деле он был немедленно провален). Единственным бразильцем, который использовал свои политические связи, чтобы помочь Маеде, был Гастао Грейси, чья семья эмигрировала в Бразилию из Шотлан­дии. Дружба, которая завязалась между двумя людьми, привела к тому, что Маеда решил — он обучит джиу-джитсу сыновей Гастао.

Маеда и Грейси


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу
Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

Карлос Грейси (1902—1994), старший из братьев, стал учеником Маеды. Самое время задать резонный воп­рос: чему именно Маеда учил Карлоса? Информация о методе тренировок, который применял Маеда, и о тех тех­нических инновациях, которые он разработал, исходя из собственного опыта, и ввел в джиу-джитсу и дзюдо, дос­таточно скудна и неясна. Мы видели, что Маеда настоял на том, чтобы его стиль назывался джиу-джитсу, а не дзю­до, и знаем некоторые причины, побудившие его принять это решение. Мастер отмечал, что он создавал стиль для поединков с бойцами других стилей. Он сумел разгля­деть основные слабости своих главных соперников, за­падных борцов и боксеров, и вел схватку таким образом, чтобы использовать эти слабости на сто процентов. Ос­новная тактика его поединков сводилась к следующему: вначале он наносил либо низкий удар ногой, либо лок­тем и входил в клинч, после чего сбивал противника с ног и проводил захват на удержание. Это очень похоже на ту тактику, которую используют бойцы современного бразильского джиу-джитсу. Главные уроки, которые Маеда преподал Карлосу были такими:

1. Искусство борьбы, с небольшими дополнениями, может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и ис­пользовать его слабости. Маеда был живым тому доказа­тельством. Эффективность его поединков и боевой опыт были несомненны. Он на практике понял, какие техники боя действительно работают. Нарушив моральный зап­рет Кано, который не позволял бойцам дзюдо сражаться за деньги, Маеда сильно повысил значение борьбы как боевого искусства.
2. «Рандори» позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применять­ся в реальном бою. Этот урок Маеда усвоил еще в школе Кано. Мы вскоре увидим, что это очень помогло семье Грейси улучшить свои боевые навыки.
3. Собственно техника джиу-джитсу.
4. Основная тактика, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его глав­ной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).
Карлос был учеником Маеды не более четырех лет, а возможно, даже и того меньше, всего около двух. В1925 он открыл собственную школу, но здесь встает вопрос: как долго он изучал джиу-джитсу? За столь короткий про­межуток времени он мог овладеть только базовыми тех­никами. Помните, что в это время Маеда вплотную зани­мался проектом колонии и часто путешествовал. Полу­чается, что отношения учитель/ученик между Маедой и Карлосом были не такими тесными, как полагают многие, и технику джиу-джитсу Гоейси развивали сами на про­тяжении многих лет. Маеда продолжал путешествовать по Бразилии и другим странам, оставляя братьев Г рейси один на один с сонмом технических деталей, которые им приходилось познавать самим. Он позволил семье Грейси сделать пер­вый шаг, в котором они нуждались, и вместе с этим обу­чил их той проверенной тактике, с помощью которой бо­рец может захватить инициативу и победить противни­ка. Кроме того, он дал бразильцам отличные методы тре­нировки, философию реального поединка и несомнен­ные доказательства эффективности стиля — таким было наследие, которое Маеда оставил семье Грейси за то ко­роткое время, что обучал Карлоса.

Развитие бразильского джиу-джитсу


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

Братья Грейси обладали рядом преимуществ, бла­годаря которым они быстро продвинулись в развитии своего искусства. Одним из них было число. Братьев было четверо, и все они занимались джиу-джитсу. Это означало, что Грейси никогда не испытывали недостат­ка в партнерах, с которыми можно было тренироваться и создавать новые техники. Братья стали отцами огром­ного количества детей, многие из которых пошли по подавать джиу-джитсу. Дети их детей, в свою очередь, тоже не пожелали отходить от дела семьи. Прибавьте к этому многих учеников, которые были у семьи, и вы смо­жете четко понять, что Г рейси, если можно так выра­зиться, были командой исследователей, чьим полем де­ятельности был бой без оружия. Другим преимуществом было время. Г рейси изучали джиу-джитсу всю жизнь и могли посвятить все свое время исследованиям и тре­нировкам. Например, Хелио Грейси потратил годы на то, чтобы довести до совершенства технику поединка и най­ти самый эффективный способ использования силы. Еще одним фактором стали небольшие габариты. Все Грей­си были очень маленькими и щуплыми. Естественно, что не каждый сочтет это преимуществом бойца, но именно недостаток физической силы заставил их оттачивать технику до немыслимых пределов, делая главную став­ку в поединке именно на нее. И последним преимуще­ством, которым владели Грейси, была их автономия. Тра­диционные боевые искусства обычно несут на себе от­печаток традиций, и любые изменения воспринимают­ся в штыки, как разбавление истины, открытой мастера­ми древности. Г рейси были предоставлены сами себе, и сами отвечали за свои действия. Не скованные тради­циями и рамками, они могли совершенно свободно до­бавлять новые техники и убирать ненужные. Главным критерием отбора были не традиции и поклонение про­шлому, а эффективность в бою. Эти преимущества — наиболее явные, но своим развитием и успехом джиу-джитсу обязано и другим, скрытым факторам, которые мы сейчас и рассмотрим.

Гений семьи Грейси — избавление от ограничений Кано


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу
Классическое джиу-джитсу и дзюдо, которым Мае­да обучал Г рейси, несли в себе несколько совершенно новых элементов. Маеда не только показывал ученикам техники джиу-джитсу и дзюдо, но также познакомил их с «рандори», или свободным спаррингом. Гений Грейси заключался в том, что они расширили и значительно улуч­шили технику, методы и тактику японского джиу-джитсу и дзюдо и создали новый стиль, который совершил рево­люцию в мире боевых искусств. Частью этих изменений было устранение некоторых запретов, которые Кано на­ложил на свое боевое искусство. Мы уже знаем, что он пытался создать стиль, который не ограничивался бы только поединками. Кано стремился к тому, чтобы дзюдо несло в себе общественные и духовные ценности, и хо­тел сделать тренировки частью общего развития челове­ка. Для того, чтобы дзюдо могли изучить все желающие, Кано сделал его более безопасным. Стараясь сделать так, чтобы его боевое искусство стало частью духовной и социальной жизни многих лю­дей, Кано создал чудесный проект, но ему пришлось уб­рать из стиля наиболее опасные техники, и боевой ас­пект дзюдо сильно пострадал. Мастер убрал слишком много техник, которые можно было применить в реаль­ном поединке. Чтобы предотвратить травмы на тренировках, из множества захватов на удержание он оста­вил только залом руки в локте и удавки, запретив да­вить на лицо противника. Удары стали частью церемо­ниальных ката и никогда не применялись в спаррингах. Ученики тренировались только в ги. Стиль претендовал на то, чтобы стать олимпийским видом спорта, и основ­ной акцент был сделан на зрелищность и красивые брос­ки, а не на эффективную борьбу на земле. В результате искусство Кано еще сильнее отдалилось от реального боя. Противник могли бороться на земле только в тече­ние очень короткого промежутка времени, после чего вмешивался судья, и они поднимались. Моральный зап­рет приказывал бойцам дзюдо никогда не сражаться с представителями других стилей в показательных по­единках. Все эти ограничения сильно мешали развитию дзюдо как чисто боевого искусства. Общественные, нравственные и эстетические зап­реты были только препятствием для развития эффек­тивности борьбы. Грейси увидели недостатки этих ог­раничений и полностью устранили их. Их целью было не просвещение общества, а боевая эффективность. Вслед за Маедой они стали принимать участие в поедин­ках и турнирах по смешанным боевым искусствам, что­бы еще сильнее развить свое искусство. Интересным является тот факт, что когда Грейси приехали в Север­ную Америку, где продолжили сражаться и выступать на соревнованиях, многие бойцы критиковали их имен­но за недостаток тех социальных, нравственных и эсте­тических запретов, от которых семья отказалась много лет назад, устранив их для того, чтобы повысить боевую эффективность стиля. Еще одно изменение, которое Грейси внесли в суть стиля, заключалось в собственно техниках. Мы уже по­няли, что Грейси были небольшими по размерам людьми, и для победы им требовалась максимально эффективная техника. Тем не менее, это только часть истории. Систе­ма правил, применяемая в бразильском джиу-джитсу, су­щественно отличалась от других боевых искусств, и это означало, что как на тренировках, так и в поединках все время возникали новые, непредвиденные ситуации. При­ходилось либо искать новые техники, либо изменять ста­рые. Этот процесс длился в течение многих лет и про­должается даже сейчас. Простой пример: в дзюдо, если один из противников заломил другому руку, находясь под ним, и первый сумел встать, поединок останавливается, и соперники начинают все заново. Следовательно, в тех­нике защиты от подобного залома нет никакой необхо­димости, потому что судья все равно прекратит схватку. Что касается реального поединка, то в нем залом руки из положения снизу применяется даже тогда, когда против­ник сумел подняться на ноги (это часто случается на со­временных турнирах СБИ), поэтому, если такая ситуа­ция произойдет во время поединка в рамках бразильс­кого джиу-джитсу, никакой остановки не последует. Ста­новится ясным, что боец должен владеть необходимыми техниками, чтобы успешно вырваться из такого залома, и Грейси пришлось создавать такие техники самим. Таким образом, различия в правилах способствовали появле­нию новых техник.

Современное Джиу-Джитсу


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу
За последние десять лет в боевых искусствах произошел коренной перелом. Он начался в девяностых годах прошлого века, когда в Соединенных Штатах была проведена серия турниров по смешанным боевым искусствам (СБИ) — таких, как чемпионат по боям без правил, где представители различных стилей решили наконец выяснить, какое искусство является лучшим в реальном бою. К удивлению большинства, ключами к победе оказались вовсе не сила ударов, не скорость и мощь, не ловкость и агрессия, а способность сбить противника с ног и борцовские приемы, с помощью которых боец заставлял противника признать поражение. Яркой звездой сверкнули на тех турнирах представители бразильского джиу-джитсу. На ринге они показали такое мастерство и знание техники, что их стиль всего за несколько месяцев, пока шли первые турниры, стал самым известным и обрел международное признание. Бразильцы, ведомые семьей Грейси, ясно продемонстрировали всю простоту поединка. После не -скольких ударов руками или ногами противники входили в клинч, начинали бороться и падали на землю. Именно на земле и решался исход поединка. К сожалению, многие именитые бойцы справлялись только с начальной стадией схватки – ударами. Приученные к боям на земле, бразильцы легко одерживали верх практически во всех поединках. Cтало со­вершенно ясно, что борцовские стили боя были гораздо более действенными, нежели широко разрекламирован­ные ударные стили. Для многих это стало шоком, ведь боевые искусства прежде всего ассоциировались с уме­нием бить руками и ногами. Несмотря на распростра­ненное мнение, все оказалось совсем по-другому: не стесненные правилами, практически все бойцы сразу входили в клинч и переводили схватку в партер. Имен но в партере столь любимом борцами, обычно и решался исход поединка. Слишком просто было бы сказать, что для традиционных боевых искусств это было огромным разочарованием. Теории смертельных и убийственных проникающих ударов развеялись перед лицом реально­сти. Очевидным итогом этих соревнований было то, что захваты, и в положении стоя, и на полу, являлись ре­шающим элементом победы. И в большей мере, чем ка­кое-либо другое искусство, бразильское джиу-джитсу стало синонимом слова «успех» в этом смешении сти­лей. Созданное и доведенное до совершенства леген­дарной семьей Грейси, бразильское джиу-джитсу зас­тавило представителей других стилей отойти на второй план и молча покориться той громадной силе, что была заключена в этом искусстве. Неудачей турниров стало и то, что боевые искусства разделились на борцовские и ударные. В этом делении нет абсолютно никакой не­обходимости. Ударные стили не должны, да и не могут не обращать внимания на недавние события и переме­ны. Ренцо и Ройлер. На рассвете нового века боевые искусства переживают такой сдвиг, подобного которому в истории еще не было. После первых опасений и сомнений спортивное сооб­щество пришло к пониманию: освобождение от правил навсегда изменило представления о реальном поедин­ке Как бывает при каждой революционной ситуации, нынешний раскол имеет своих сторонников и против­ников. Начало перемен разделило представителей бо­евых искусств на два лагеря: «борцов» и «боксеров», «современников» и «традиционалистов». Возможно, что конечная цель этого раскола как раз и состоит в том, что все бойцы, независимо от стиля, могут получить ог­ромную личную выгоду, изучив искусство захватов. Опыт показал, что захваты и в положении стоя, и на земле крайне необходимы для победы в реальной схватке. Большинство людей осведомлены об основных раз­личиях в боевых искусствах. Корейцы отдают предпоч­тение высоким, мощным ударам ногами, японские стили и карате Окинавы основаны на низких стойках и мощных линейных блоках, а также на ударах руками, кун-фу Вин Чун выше всего ценит прямую стойку, низкие удары но­гами и хитрые ловушки рук. Список стилей можно про­должать очень долго, и у каждого из них будет своя от­личительная черта. В отличие от мно­жества других стилей, где в качестве лучшего пути к по­беде рассматриваются удары ногами и руками, искусст­во борьбы ставит целью захват противника и последую­щий переход схватки на землю, после чего вы можете как удерживать соперника, так и провести победный захват или залом. На протяжении многих лет наиболее извест­ными стилями такого плана были дзюдо, самбо и олим­пийская борьба.

Турниры по смешанным боевым искусствам (СБИ)


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

Казалось бы, что может быть проще, чем определить, какие боевые искусства являются лучшими, а какие нет? Нужно было просто устроить серию поединков между ма­стерами одних стилей и мастерами других без серьезных ограничений в правилах или искажений результатов, и можно было бы ясно увидеть, представители каких ис­кусств чаще одерживали верх. Такие бои могли бы отве­тить, какой стиль является самым лучшим. Но, несмотря на простоту решения, турниры по смешанным боевым ис­кусствам (СБИ), на которых было только несколько серь­езных правил, начались в Северной Америке только в начале 1990-х. Что касается Южной Америки, то там та­кие соревнования проводились в течение многих лет, но, к сожалению, никто не обращал на них ни малейшего вни­мания, поскольку лучшими мастерами боевых искусств считались азиаты. Первые поединки на такого рода тур­нирах велись голыми руками, без ограничений во време­ни (либо с очень долгим периодом), без весовых катего­рий и всего лишь с несколькими правилами — запретами на удары по глазам и укусы, что приближало их к реаль­ной схватке настолько, насколько могло позволить ци­вилизованное общество. Такие турниры манили всех бой­цов, которые желали показать свое искусство, независи­мо от стиля, который они практиковали.

Результаты первых турниров

Ожидания большинства людей, пришедших на пер­вые турниры СБИ, были достаточно просты. Эти ожида­ния складывались из ложных представлений, которые просочились в самую суть боевых искусств главным об­разом потому, что эти искусства слишком далеко ушли от реальности поединка, предложенной устроителями СБИ. Большинство бойцов было уверено, что тот, кто будет сильнее всех бить ногами и руками, сделает из своих про­тивников телячью отбивную. К огромному удивлению всего боевого сообщества, все оказалось с точностью до наоборот. Практически все поединки протекали по од­ному сценарию. Оба противника начинали с ударов ру­ками и ногами, а затем быстро переходили в клинч, после чего или случайно, или по желанию одного из них пада­ли на землю. Выходило так, что борцы, опытные в бою на земле, всеми силами стремились перевести поединок в партер, а их соперники могли только яростно сопротив­ляться, чтобы не позволить этому произойти. Для многих бойцов настоящим шоком стало то, что как только схват­ка переходила на землю, те мастера, которые считались самыми искусными, полностью терялись и совершенно не могли избавиться от подобной ситуации. Бойцы, вла­деющие искусством борьбы, одерживали победу за победой, и постепенно положение сил становилось все бо­лее ясным. Во-первых, бойцы, которые практиковали ударные стили, становились очень уязвимыми, когда ока­зывались на земле, где их удары были практически бес­полезны. Во-вторых, борцам было намного легче навя­зать противникам свою тактику ведения поединка (вой­ти в ближний бой, после чего сбить противника на зем­лю), чем наоборот. В-третьих, искусство боя на земле на турнирах СБИ пригодилось куда больше, нежели мастер­ство ударов. В-четвертых, лучшим средством для победы стали далеко не удары, а заломы и удавки, которые вы­нуждали противника сдаться, в противном случае он те­рял сознание или получал серьезную травму. Прошло некоторое время, и под давлением обще­ственности в поединки подобного рода были внесены но­вые правила, но, несмотря на это, как весовые и времен­ные ограничения, так и ход поединка все еще несут на себе отпечаток ранних турниров. Боевое мастерство противни­ков невероятно возросло, и теперь там нет наивных учас­тников, которые ничего не знают о борьбе. Для успеха на турнирах СБИ боец должен быть «совершенным», то есть искусным как в борьбе, так и в дальнем бою; он должен уметь сражаться стоя, входить в клинч, защищаться отброс-ков противника и контратаковать, и, что самое главное, он должен в совершенстве знать бой на земле.

Джиу-джитсу на турнирах СБИ


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

Из всех стилей, представленных на турнирах СБИ, ни одно не оказало такое впечатление, как джиу-джитсу. Успех, которого никто не ждал, за считан­ные месяцы сделал из темной лошадки звезду первой величины. Бойцы джиу-джитсу побеждали везде — на турнирах в Северной Америке, чемпионатах мира по боям без правил и так далее. Особенно удивлял тот факт, что мастера джиу-джитсу почти всегда были значительно меньше, чем их противники. Кроме того, они одержива­ли совершенно бескровные победы. Бойцы быстро переводили схватку на землю, а потом применяли разно­образные удавки и захваты, заставляя противников при­нять поражение. Когда же эти бойцы, сбитые противни­ками, сами оказывались на земле, они использовали все свое искусство, которое позволяло выиграть схватку и из положения под противником. Это было сенсацией, пото­му что большинство было уверено, что боец, которому по­везет оказаться сверху, уже одержал две трети победы. То, как мастера джиу-джитсу развеяли этот миф, было осуществлением мечты любого бойца — увидеть искус­ство, которое позволяло маленькому, слабому человеку победить крупного, сильного, опытного противника с ми­нимумом насилия и крови. Реакция боевого сообщества на этот успех была различной. Некоторые уверяли, что турниры СБИ были аморальны и не соответствовали духу боевых искусств. Другие были в восхищении, но полага­ли, что новый стиль будет практически бесполезен на ули­це, если придется сражаться против нескольких против­ников или соперник будет вооружен. Тем не менее, веду­щие мастера немедленно учли все достоинства стиля и устремились к его изучению, чтобы либо полностью по­знать секреты этого искусства, либо, по крайней мере, на­учиться противостоять тем универсальным техникам, ко­торые посеяли панику на турнирах СБИ. С другой сторо­ны, они горели желанием овладеть этим стилем. Это был выстрел в самое сердце мира боевых искусств — рево­люция началась.

Причины успеха джиу-джитсу на турнирах СБИ


Джиу Джитсу и Грепплинг в Анапе: Что такое Джиу Джитсу

До того, как в Северной Америке прошли первые турниры СБИ, лишь некоторые признавали джиу-джитсу как стиль, который позволяет легко превзойти против­ника в поединке. Естественно, стоит задать вопрос: что же позволило этому стилю так легко превзойти все ос­тальные? Ответ может раскрыть суть теории боя. Даже быстрый анализ поединков на ранних турнирах СБИ по­зволяет нам прояснить несколько факторов. Мастер джиу-джитсу мог одержать по­беду вне зависимости от того, оказывался ли он сверху или снизу соперника, и в непредсказуемом и хаотичном поединке это иногда играло главную роль. Часто случа­лось, что более крупные противники часто сбивали бойцов на землю, и тем приходилось сражаться, нахо­дясь под соперниками, в чем они преуспели, поразив сво­их более сильных и мощных оппонентов. Методология тренировок джиу-джит­су позволяет бойцам использовать в поединках те же приемы, что и в тренировочных спаррингах, причем даже на тренировках они сражаются в полную силу. Так что поединки без правил не были для них в новинку. По­зднее мы еще вернемся к ключевой роли тренировок и обсудим этот вопрос более детально.

Система баллов, применяемая джиу-джитсу, создана специально для того, чтобы отразить са­мые важные элементы любого поединка. Баллы начисля­ются соответственно тому, насколько хорошо ученик пе­реходит в положения, которые позволят ему одержать по­беду над противником в реальной схватке. Таким обра­зом он постигает суть движений, с помощью которых мож­но захватить инициативу. Например, каждый согласится, что вы обретаете явное преимущество, когда удерживаете противника, лежа поперек его груди. Из такого положе­ния вы можете наносить достаточно сильные удары, в то время как он не в состоянии ничего противопоставить. Если вам удалось занять такую позицию, то по системе баллов джиу-джитсу вы получаете максимум — четыре очка. Это заставляет ученика во время тренировочных спаррингов все время стремиться к обретению лучшего положения, пока такое стремление не станет автоматическим навы­ком, что очень пригодится в реальном бою. Минимум ограничений на тренировках готовит уче­ников к реальным поединкам. Реальный поединок прохо­дит вообще без ограничений — вы вольны делать, что хо­тите, только чтобы достичь победы. Что касается спортив­ного поединка, то в нем полно правил, ограничений и по­стоянно вмешивается судья. Например, в боксе рефери ос­танавливает бой каждый раз, когда противники входят в клинч. В тайском боксе поединок прекращается, как толь­ко один из соперников упадет на землю. В олимпийской борьбе нельзя применять удавки и заломы, в дзюдо мож­но заламывать только руку, да и то в локте (правда, удавки тоже разрешены). Но в джиу-джитсу роль судьи совсем невелика. Он всего лишь подсчитывает бал­лы и не выпускает бойцов за пределы круга. Противники могут применять заломы лодыжек, колен, бедер, спины, шеи, плеч, локтей и запястий, а также удушения, удавки и удары. Такой минимум ограничений позволяет ученикам лучше понять природу реального боя.
Боевое наследие джиу-джитсу сыгра­ло ключевую роль в успехе представителей этого стиля на турнирах СБИ. Традиции джиу джицу тянутся из да­лекого прошлого, и именно опыт дал им понять, чего ждать от боев без правил, в то время как их противники сталки­вались лицом к лицу с неизвестным.
Простая, но крайне эффективная, прошедшая ис­пытание боем тактика, помноженная на отточенную до совершенства технику, которую ученики за годы тре­нировок довели до автоматизма, стала огромным преиму­ществом. Многие из тех бойцов, которые сражались на ранних турнирах СБИ, не имели четкого представления о том, как именно они будут побеждать своих противни­ков, и все, что у них было — это неистовое желание из­бить врага в кровь. И они очень удивлялись, когда не могли этого сделать, потому что оказывались в клинче или на земле. Мастера джиу-джитсу, напро­тив, вели каждый поединок четко и спокойно, заставляя противника следовать выбранной ими тактике. Как мож­но быстрее они входили в ближний бой, уменьшая по­тенциальный риск, а потом переводили схватку на зем­лю, где искусство противника было бесполезным. Сра­жаясь на земле, бойцы джиу-джитсу все время стреми­лись обрести лучшее положение, шаг за шагом переходя в такую позицию, из которой могли провести захват на удержание и одержать победу. Такая тактика давала им четкое знание того, как нужно вести поединок в каж­дый конкретный момент. Кроме того, они владели тех­никой, которая воплощала это знание в жизнь. У масте­ров никогда не возникало вопроса, что им делать и как вести поединок. Именно то, что они чувствовали цель и тактику ведения схватки в каждый ее момент, сильно сму­щало их противников, многие из которых терялись и ни­как не могли решить, что делать дальше сразу после того, как входили в ближний бой.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.