Судейство в Киокушине. Правила и предвзятость
1
Я много-много лет судил турниры Кёкусин, возглавля московскую судейскую коллегию, а затем российскую. При этом тренировал бойцов. И потому прочувствовал это все на своей шкуре. Лично я оказывался в ситуациях, когда при принятии мной решения на меня давили не только прямые, но и сопутствующие факторы. Такое бывало даже на чемпионатах России (хотя детали некоторых событий я, по прошествии лет, могу уже и напутать). И был ли я объективен во всех ситуациях? Особенно, когда решение нужно было принять в несколько секунд, и на кону, например, титул чемпиона России? И, может быть, дальнейшая судьба бойца? Ведь чем выше ставка, тем тяжелее быть объективным.
Хотя, если подумать, последствия неправильного решения одинаково может ударить по бойцу независимо от уровня турнира. Несправедливый результат у ребенка может навсегда отбить охоту и от соревнований, и вообще от вида спорта. (Да что там у ребенка! Вот что сказал позавчера Ник Диас после спорно проигранного боя в UFC-143: «Если в ММА такое судейство, возможно, стоит покинуть этот спорт?») А у нас принято детские соревнования судить кем попало, хотя ровно наоборот — для судейства детских соревнований, сумбурных и скоростных, квалификация судей должна быть выше, чем взрослых! А если посмотреть как судятся турниры у взрослых, что уж говорить о детских соревнованиях!
Так почему таково положение дел? Давайте поробуем разобраться. Есть две причины несправделивого результата: низкая квалификация судей и предвзятость. Для спорстсмена все равно почему он несправедливо проиграл — из-за ошибки судьи или его нечестности. Но пути исправления ситуации разные. Правда, зачастую эти две ветви переплетаются. Но начнем разбор с первого пункта.
Очевидно, что на турнирах нижнего и среднего уровня именно неквалифицированность судей приводит к большинству ошибок. У организаторов формирование судейских бригад происходит по остаточному принципу, а иногда вообще так: кто приехал, тот и судит! Лишь бы форма судейская была. при этом полностью игнорируются даже формально прописанные «Требования к спортивным судьям по виду спорта Киокусинкай», где указано какие турниры какие судьи имеют право обслуживать. Счтается, чем выше дан — тем лучше судья, что вообще никак не связано (а часто и наоборот!). Но судейство — это не врожденное умение, это своего рода профессия, которой надо учиться. Нужны регулярные семинары, аттестации. Кстати, в «Требованиях» это тоже есть, только никого не интересует. Но бывает и по другому. Например, в Федерации полноконтактного рукопашного боя обучение и переаттестация судей проводится ежегодно в обязятальеном порядке. А если в регионе меньше требуемого количества судей нужной категории, то региональное отделение закрывается.
По моему мнению, ситуацию с квалификацией в принципе переломить можно — было бы желание. Для начала надо, чтобы судья хотя бы понимал правила — как не смешно, но даже этого часто у судей нет. Именно от таких судей можно слышать: «Ты был сильнее, ты его избил, но ты не пробил, а потому я показал ничью». А в результате поражение по весам или доскам, и, в конечном итого, побеждает не сильнейший. Но главная задача спортивного Кёкусин — выявить сильнейшего в рамках правил, а не самого легкого или самого терпеливого, или самого техничного. Именно такие судьи, забывают, что время поединка одно — первое. Второе и третье даются только если бой равный, а не потому что никто не упал.
Но даже если судья и понимает правила, у него должна быть определенная квалификация, чтобы правильно интерпретировать происходящее. Судья, не понимающий как проявляется то или иное болевое воздействие или усталость, не отличающий бой от его имитации, не понимающий кто бьет, а кто отбивается, не может судить по нынешним правилам Кёкусин. Но, повторюсь, в принципе этому можно научить. В ФКР в свое время ситуация с судейством была серьезно исправлена. Даже проблему с судейством открытых турниров по другим версиям можно решить — просто судьям нужно объяснить другие критерии и их проявление в бою.
А вот с предвзятостью ситуация намного серьезнее. И боюсь, что решить ее невозможно в принципе при действующих правилах Кёкусин.
Предвзятость возникает, если у судьи присутствуют какие-то интересы, кроме главного — объективного определения сильнейшего. А это бывает сплошь и рядом — судьи или сами бойцы, или тренеры, или организаторы.
В первом случае, в ситуации, когда судьи встроены с систему подготовки бойцов — то есть имеют отношение к тренировочному процессу — никогда не даст справедливости на татами. Естественно судьям, даже если бы они и хотели быть объективными, ближе та манера боя, которую они прививают на тренировках. А потому их боец будет всегда казаться лучшим. А если даже он будет в чем то уступать — то при широте критериев в Кекусине всегда можно для себя найти тот, по кторому свой боец выглядит лучше: слабо бьет, зато быстро двигается; не попадает в цель, зато демонстриреут красивую технику; убегает от соперника, зато демонстрирует продвинутую тактику, и т.п. В большинстве федераций, где думают об улучшении ситуации с судейством, стараются сажать судить более опытных бойцов и тренеров, забывая, что они то как раз сильнее связаны с теми, кого они судят!
Иногда в Федерациях, крупные турниры просят обслуживать наиболее высоких данов, которые, естественно встроены в систему Федерации и зависят от руководства, или даже бранч-чифов, которые вообще возглавляют структурыне подразделения Федерации. Ну разве может быть тут объективность, если от результатов выступления твоих бойцов зависит твой отчет перед спорткомитетом и спонсорами? Прояви принципиальность и в следующий раз останься без денег? А потому тут тожу объективность будет до момента выхода на татами своего бойца. А в случае открытых турниров — бойца своей Федерации. А в случае международных турниров — бойца своей страны. А часто все это переплетено. И классными судьями считаются те, кто могут быстро просчитать все варианты, взвесить все за и против и принять«объективное» решение — то есть то, которое повредит самому судье минимальным образом. Кстати, в ФКР мы тогда сделали систему, когда полуфиналы и финалы крупных турниров судили только независимые бригады — то есть судьи были не из регионов, откуда приехали бойцы. Или же сажали по одному представителю от их регионов. Новсе равно полностью это ситуацию не спасало, поскольку между регионами и их судьями тоже есть неформальные и дружеские связи.
Но в системе спорта судья — это полностью самостоятельная единица, не зависящая от Федерации, так же как обычный судья не должен быть зависим от исполнительной власти. Вы наверное много слышали о том что творится в России с судебной властью? Так вот, Кёкусин — просто уменьшенная копия. А ведь в серьезных видах спорта судебный корпус отделен от Федерации. В Футболе ни Федерация, и ПФЛ не могут ничего приказать судьям. Они нанимают судей для обслуживания своих турниров. Примерно так же и в боксе. Именно такую систему я насколько мог пытался построить в ФКР, создав копус судей, не связанных ни со спортсменами, ни прямым подчинением с федерацией. Конечно таких судей не хватало, но костяк был и система неплохо работала! Сейчас, многие из этих судей «встроились» в систему ФКР и об их честном судействе приходится только вспоминать.
Так вот. По моему мнению, с предвзятостью бороться принципиально сложнее, но все-таки можно. Нужно просто отделить, насколько возможно, судей от Федерации. Оплачивать их приезд на турнир (как это делается во всех нормальных видах спорта). И, в идеале, оплачивать их работу в зависимости от оценки их судейства на турнире. А при неудовлетворительном — даже не компенсировать приезд на турнир.
Но все-таки и это до конца не спасет ситуацию, поскольку в Кекусин в самом принципе судейства заложена возможность вынесения несправедливой оценки. Поскольку (при отсутствии нокдауна или нокаута) судья оценивает свой бой в соответствии со своими понятиями. А понятия у всех разные. И соблазн может возникнуть всегда.
Решением могло бы быть только одно: полное изменение системы судейства. Введение объективных параметров оценки боя — то есть, очковая система. Тут возможна куча вариантов. От «профессиональной» (то есть оценка пораундно) до «любительской» (то есть оценка проведенных тенических действий). В последнем случае, при желании, можно продумать систему начисления баллов за каждый критерий Кёкусинкай — ущерб, прессинг, темп, концовка, выносливость и т.п. Обязательно учитывать не только замечания и предупреждения, но просто текущие нарушения правил, что совершенно не делается сейчас.Кстати, на профессиональных поединках по Кёкусин версии «Бусидо Про» мы применяем одну из таких систем.
Это, правда, потребует очень высокой квалификации судей. Такая система сама не позволит обслуживать турниры неподготовленному человеку, что для Кёкусин сейчас в порядке вещей. Но это вряд ли многим понравится, поскольку выиграют от такой системц только бойцы, а об их интересах обычно думают в последнюю очередь.
Выводы кратко можно сделать такими. Необходимо:
1. Создавать независимый (от тренеров и, желательно, от руководства) судейский корпус.
2. Вводить финансовую заинтересованность судей от результатов судейства.
3. Проводить регулярное обучение и аттестацию.
Но кардинально решился бы вопрос только если бы была создана объективная система определения победителя — не по общей картинке, а по числовым параметрам. Но это вряд ли может произойти.
Константин «Кот» Белый, 2012
bushido.ru
3 комментария
Когда есть Вазаари или Иппон, то судьи в принципе нужны только для констатации фактов, а если нет оценки и нужно принимать решение основанное на четких правилах, которое каждый обязан обосновать после принятия, хотя бы самому себе.
Меня очень пугают так же такие крики из зрительского зала как: «Пусть подерутся», «Дайте еще дополнительное время», «Красный (Белый) лучше».
Критерии должны быть понятны не только судьям и спортсменам, но и зрителю, который возмущается больше по незнанию правил, нежели от своей беззаботности.
Множество нюансов в судействе и создавать беспристрастный судейский комитет это дело правильное, но с другой стороны, если он из числа спортсменов или бывших спортсменов, то у него есть приоритеты относительно регионов, спортивных клубов и лично спортсменов, а если он никогда не был в Киокушине, то как ему понять каково это продолжать бой после крепкого удара в пах или шею, что на соревнованиях зачастую встречается.
Зачастую соревнования в Киокушине проводятся по смешанным понятиям СПОРТА и БУДО, и в этом дилемма которая делает Киокушин сложным и разноплановым для всех, с одной стороны люди хотят спортивных правил, но с другой стороны даже «незаслуженное» поражение нужно воспринимать как еще одна ступень в Пути воина. Конфликт двойных стандартов создает конфликт и в умах спортсменов-воинов.