Герои города героя Новороссийск

савельевы

Газета «Новороссийский рабочий» подвела итоги новогоднего проекта «Гражданин года — 2011». Как и в прежние годы, выбирали человека, который совершил что-то хорошее и значительное не в силу своих должностных обязанностей.

В итоге журналистский коллектив издания единогласно назвал «Гражданином 2011 года» Наталью Савельеву, ставшую любящей мамой пятерым больным приемным детям.

Дети нужны!

Семья Савельевых, на первый взгляд, совершенно обычная: Андрей, глава семьи, сотрудник пожарной части МЧС, Наталья, супруга, бывший бармен, находится в отпуске по уходу за ребенком. Ей всего 37 лет, и многие не перестают удивляться, зачем ей нужна была такая обуза, как больные дети? Жила бы себе и радовалась жизни и своей молодости. А она и радуется. Сейчас, когда у нее столько детей. Еще несколько лет назад жизнь семьи была похожа на агонию, ведь супруги потеряли двух малышей, умерших от сложной, неизлечимой болезни. В тот момент Савельевы решили – им нужны еще дети, которым они подарят всю свою нерастраченную любовь.

Командир в платье

«НР» уже знакомил своих читателей с этой уникальной семьей, но перед Новым годом мы снова поехали в гости к победителям проекта «Гражданин года — 2011».

На пороге меня встретили сразу две «снежинки»: маленькая Танюшка, которой нет еще и трех лет, и пятилетняя Машенька, которая сразу похвасталась своими «каблуками» – туфлями на танкетке. Наталья Савельева, приемная мать, ни от кого из своих детей не скрывает, что они ей неродные по крови – каждый имеет право знать правду. А потому в процессе разговора Машенька озвучила две версии, почему Наталья выбрала ее себе в дочки: «Я что, такая красивая была?» А вторая звучала ближе к истине: «Мне там было одной так страшно, так страшно, что ты меня забрала, да?»

Только вот Наталье было в тот момент не страшно брать практически новорожденного ребенка: у нее был надежный тыл – ее Андрей, который прекрасно понимал, что зарабатывать придется не только на еду и одежду, но и на бесконечные лекарства и докторов. А ребенку они были необходимы, ведь Машенька родилась с пороком сердца, врачи даже запретили ей плакать, потому приходилось подскакивать и днем, и ночью с каждым ее писком. Комната — сейчас уже с юмором вспоминает Наташа — превратилась в «дискотеку», где были сотни игрушек, погремушек, светящихся предметов, которые заставляли маленькую Машу смеяться.

Бессонные ночи, потакание всем прихотям малышки, бесконечное лечение принесли свои плоды – кризис миновал, девочка стала очень уверенной в себе. И когда мама отвела ее на танцы, а педагог засомневалась, что девочка сможет влиться в коллектив, Маша не оставила хореографу шансов от нее отказаться: «Да вы только посмотрите, как я танцую!» На такое заявление ребенка руководителю ничего не оставалось, как разрешить ей посидеть одно занятие, посмотреть. Но Маша не согласилась: «И не буду я сидеть! И в конце стоять не буду, еще чего! Вот тут только, впереди».

«Маша – прирожденный лидер, — считает Наталья, — у нее практически полностью отсутствует „стадное чувство“. Если у всех девочек хвостики, ей срочно нужны косички, если все делают растяжку на полу, ей надо закинуть ногу куда-нибудь повыше».

Все время, пока я общалась с Натальей, Маша заглядывала в комнату и просилась то поцеловать маму, то обнять, то танцевала перед нами. Воображуля!

«Динозаврик» превратился в снежинку

Вторая приемная дочь – Танюшка – полная противоположность Машеньке. И, как говорят врачи, головная боль для новых родителей на всю оставшуюся жизнь. История рождения Тани, которая предстала передо мной сначала в образе снежинки, а позже перевоплотилась в гномика в веселой красной шапке, трагична. Ее мать в пьяном угаре родила малышку в саду и бросила маленькое тельце в обрезки веток. Танюша чудом выжила благодаря сторожу, который вовремя ее заметил.

Савельевы узнали о ребенке из Интернета: в сети появилось сообщение о том, что девочка станет инвалидом, ослепнет, если срочно не начать лечение. Наталья ежедневно отслеживала судьбу ребенка. Потом решилась посмотреть на нее. Мужу дала обещание, что проведет независимую медицинскую экспертизу и заберет девочку, только если врачи дадут хоть какой-то шанс на выздоровление.

Обо всех обещаниях мужу Наталья забыла, когда увидела несчастное существо: в пять месяцев девочка весила всего три килограмма, крошечное тельце, пузико вздуто, ножки, ручки – как спички, шейка кривенькая, все тело в гемангиомах. Плюс к этому тяжелейшее внутриутробное отравление, киста в головном мозге, подозрение на гидроцефалию и риск остаться слепой. Наталья поняла: у такого ребенка нет шанса попасть в семью. По крайней мере, ни в какую другую, кроме Наташиной.

Домой женщина вернулась уже с Танюшкой. Сейчас девочка, конечно, отстает в развитии, и физическом, и психическом, но большая часть диагнозов успешно преодолена. Девочка знает самые главные в ее жизни слова: мама и папа. Причем папа Андрей, который первое время боялся даже брать этого «динозаврика» на руки, теперь привязан к ней больше всех. Она ж самая маленькая! Мы часто видим, как мужчины пасуют перед куда меньшими трудностями, бросают родных больных детей и когда-то любимых женщин. А Андрей нашел в себе душевные и физические силы – работать-то приходится больше! – чтобы обогреть и полюбить чужих детей с целым «букетом» тяжелых болезней.

Вставай и иди!

Эта история облетела весь Интернет: здоровая молодая семья забрала себе жутко больного ребенка! И на личную почту Натальи стали приходить сотни писем с одной единственной просьбой: заберите ребенка, заберите!

«Я перестала открывать свой почтовый ящик и читать письма. Невозможно равнодушно пролистывать трагические детские судьбы, а всех забрать к себе я не могу», – продолжает Наталья.

Прошло больше года, и однажды Наташа с шустрой Машкой на руках решилась распечатать свой ящик. Первое письмо – и сразу возглас дочери: «Мама, это ж я!» А это была Карина. Жила она в детском доме где-то в глухой деревне под Волгоградом. У нее было ДЦП и серьезные нарушения в работе мозжечка, из-за чего, уверяли врачи, девочка никогда не сможет ходить.

В очередной раз что-то екнуло в душе Натальи. Она собралась и… поехала. Муж ничего не сказал, он понимал – останавливать Наталью нет никакого смысла.

Волонтеры просили при первой встрече с ребенком не говорить, что Наташа – потенциальная мама, ведь за шесть лет, кроме них, еще никто ни разу не приходил к Карине.

Девочка сразу взяла Наташу в оборот и спросила, есть ли у нее дети? Утвердительный ответ ее расстроил, ведь если бы никого не было, она, Наташа, могла бы взять девочку к себе.

А на прощание Карина попросила ее сфотографировать, чтобы показать каким-нибудь другим мамам: вдруг она им понравится и они захотят ее забрать к себе.

На инвалидном кресле девочка доехала до своего шкафчика, достала помятый дешевый бант и пристроила у себя на голове. Чтобы понравиться маме.

На следующий день Наташа уже готовила документы, а потом с Кариной на поезде ехала домой. А девочка приставала ко всем пассажирам и прохожим с вопросом: «А у вас есть мама? А у меня есть!»

У малышки не разгибались ноги, и она прыгала по комнате, как лягушонок. И страшно хотела понравиться новым родителям. Боялась, что попадет в немилость и ее отправят обратно. Она упрашивала Наташу дать ей какое-нибудь задание. В итоге ей вручили пылесос без металлической трубочки, только сам шланг, и ребенок часами «пылесосил», всасывая каждую пылинку.

Через месяц Наталья, потаскав новую дочь на руках, сорвала спину. Началась депрессия: молодая женщина оказалась заперта в четырех стенах. Каждая прогулка – пытка, пока оденешь троих детей и выйдешь на улицу, пора уже возвращаться домой. И тогда она решила – надо что-то менять.

«Ты такая же, как и мы все», – сказала тогда Наташа Карине. Девочка пыталась сопротивляться, говорила, что она инвалид, а взрослые должны носить ее на руках. Но Наташа была непреклонна: «Ты как все. А потому одевайся сама и выходи на улицу сама — догоняй!»

Многодетная мать вспоминает, как больно и страшно было смотреть на муки маленькой девочки, которая на руках, цепляясь за перила, перетаскивая ноги одну за другой, сползала с лестницы. Потом Наташа купила ей красивые джинсы, расшитые пайетками и бисером. И сказала, что это одежда принцессы и ее нельзя порвать. Другими словами, на коленях в такой красоте не попрыгаешь.

Через три месяца Карина научилась ходить, держась за опору. Врачи разводили руками – чудеса! А Наташа и Андрей упорно учили ребенка ходить, развивали мышцы ног, которыми шесть лет никто не пользовался. Девочку усадили на велосипед, скотчем зафиксировали ступни на педалях. Позже Наташа нашла спонсоров, которые выделили деньги на специальный велосипед для детей с ДЦП. Карина дважды в год проходит специализированное лечение в Краснодаре.

Семья лечит все

Два подростка – 16-летняя Катя и 13-летняя Стефания – появились в семье Савельевых случайно. С Катей Наталья встретилась в отделе опеки и попечительства, где девушку пытались убедить не убегать от своих опекунов. Наталья решила выяснить, что заставляло ее убегать не только от этих, но и от всех предыдущих опекунов, и попросила Катю в выходные помочь с малышами. Уже через сутки, проведенные в семье Савельевых, Катя сказала: «Если вы меня не оставите себе, тогда отвезите в детский дом». Как после таких слов отдать ребенка? На все уговоры Катя только твердила: «Верните меня в детский дом».

Из замкнутого подростка Катерина превратилась в уверенную красавицу: для начала молодая и современная мама отвела ее в салон красоты, купила красивую одежду, а потом отправила в конноспортивную школу – развивать лидерские качества и уверенность в себе.

А вот со Стешей, еще одной черноволосой красавицей, Наталье пришлось повозиться. Прежние опекуны написали на девочку такую характеристику, что ни одна нормальная семья не решилась бы взять этого «черта» себе. Она обманывала, убегала из дома – с этими проблемами столкнулась и Наталья.

Но не это поразило приемную мать – даже простого обследования хватило, чтобы понять: здоровьем ребенка никто не занимался, а делать это жизненно необходимо! Откуда после равнодушия и агрессии со стороны взрослых у подростка может появиться покладистость?

Сложный период, считают Наталья и Андрей, позади. Пять девчонок живут в трехкомнатной квартире Савельевых, дружат, хотя не обходится и без ссор. Старший родной сын служит в элитных войсках и совсем не против такого пополнения. Наташу и Андрея дети называют мамой и папой. А как еще? Стефания, по секрету, сказала мне, что о такой семье она только мечтала, а елку видела лишь в приюте и на морвокзале. Но даже там не было так красиво!

Все вместе они хотят большой дом: глава города Владимир Синяговский уже выделил им участок, а также помог со щебнем для отсыпки и кирпичом на строительство. Наталья мечтает (а Андрей, естественно, во всем поддерживает жену), что в их новом большом доме найдется место и еще для нескольких детей, которые до сих пор ищут своих родителей.

Всегда ли нам легко справиться с капризами собственного ребенка или с легким сердцем пережить детскую ангину или простуду? А если ребятишек пятеро, а если диагнозы звучат как приговор, а если они, дети, не родные? Что тогда? Наталья и Андрей Савельевы стали приемными родителями для пятерых больных детей, на которых врачи и даже педагоги поставили крест. Как оказалось, слишком рано! Ведь главной «таблеткой» от всех недугов стала родительская любовь.

Марина КРАСНОКУТСКАЯ, газета «Новороссийский рабочий»

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.