Бусидо - кодекс чести Самурая

Япония: Бусидо - кодекс чести самурая.

Бусидо — кодекс чести самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.

Если отвлечься от практических усложнений, подлинный духовный смысл учения бусидо в том, что воин должен жить осознавая, что он может умереть в любой момент, что нужно ценить каждую минуту, проведенную при жизни, потому что она может оказаться последней. Только человек, готовый к смерти, может жить, видя этот мир в полном цвете, посвящая весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним. Только тот, кто понимает, что быть может, видит этот мир в последний раз, может смотреть на мир с такой любовью и замечать то, на что обычные люди в суете жизни не обращают внимания. Он чувствует, как солнце греет его своими лучами, как красиво поют птицы и шелестят листья деревье, как листок, сорвавшись с ветки, кружась, попадая в ручей, стремительно плывёт по течению. Поэтому среди самураев было немало поэтов, многие увлекались каллиграфией, театром Но, изобразительным искусством.

О важности готовности к смерти для бусидо говорит пример из Хагакурэ. Один из подданных сёгуна пришел к господину Ягю, мастеру меча, и попросил принять его в ученики. Понимая, что перед ним не простой человек, а некто, добившийся успехов в воинском искусстве, господин Ягю пожелал узнать, какую школу прошёл этот человек, прежде чем принять решение об ученичестве. Но тот ответил: «Я никогда не занимался ни одним воинским искусством. Но когда я был ребёнком, я вдруг неожиданно осознал, что воин — это человек, которому не жалко расстаться с жизнью. Поскольку это ощущение хранилось в моем сердце много лет, оно превратилось в глубокую убежденность, и сейчас я никогда не думаю о смерти». Пораженный господин Ягю ответил на это: «Самый главный принцип моей военной тактики заключается именнов этом. До настоящего времени, среди моих сотен учеников, которые у меня были, нет ни одного, кто бы постиг глубочайший принцип всем своим сердцем. Тебе нет необходимости брать в руки деревянный меч. Я посвящу тебя в мастера прямо сейчас». И он тут же дал ему свиток, удовлетворяющий его мастерство.

Отцы бусидо различали два вида храбрости: природную мужественность, признаками которой были грубость, вспыльчивость и задиристость; и сознательную отвагу, которую может воспитать в себе каждый, независимо от того, что дано ему от рождения. Оба ценились в равной степени, притом со временем, в результате все большего оженствления мужчин-самураев, по мнению мыслителей тех лет, второй вид приобретал все большее значение. С самого детства мальчика большое внимание уделялось воспитанию в нем храбрости. На этот счет сохранилось множество рекомендаций от разных авторитетов бусидо: храбрость, доходящая до безумия, в полном самоотречении и презрении к смерти — вот то, к чему должен был стремиться истинный воин. "Путь самурая заключается в безрассудности. Такого человека не могут убить и десяток человек. С помощью здравого смысла не добьешься многих вещей. Просто думать и стань безумным" — говорил господин Наосигэ.

Упорство в достижении цели считалось считалось крайне важным качеством самурая. Оно было неоходимо для преданного самурая господину и выполнения самых сложных поручений.

Гордость и чувство собственного достоинства — тоё чем должен был обладать самурай, чтобы вызвать уважение в обществе. Под достоинством понимается простота мышления и сила духа, внешними проявлениями которых считались самообладание, спокойное выражение лица, немногословность, учтивость, отточенные движения и безукоризненность манер. Задетая гордость или честь легко могла стать причиной убийства обидчика или ритуального убийства как способа смыть бесчестие со своего имени.
Верность своему слову всегда высоко ценилась в воинских сословияхи самурайство не было исключением. Ложь или нарушение обещания покрывали имя воина позором.

Ритуальные убийства при бесчестии (сэппуку) и вослед скончавшемуся господину (цуйфуку) были распространенной и уважаемой практикой. Ритуал был строго канонизирован и преподавался с детства, отступление считалось позором. Если позволяли обстоятельства, самураи подходили к этому бещ спешки, завершив дела, попрощавшись с близкими и оставив о себе светлую память своими светлыми деяниями.
Количество самоубийств в определенные периоды достигало таких величин, что в 18 веке был введен официальный запрет на них, чтобы предотвратить самоистребление самурайства.

Верность, справедливость и мужество — это важные качества просто обязаны иметь те, кто следовал бусидо. За правду и честь воин должен был идти до конца и отдать без промедления свою жизнь, если потребуется. В истории известны случаи, когда самурай, получив в бою смертельные раны, еще долгое время яростно сражался, и, истекая кровью, продолжал уничтожать врагов. В записках великих самураев встречаются упоминания о случаях, когда будучи обезглавленным, воин успевал прихватить кого-нибудь с собой в могилу.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.