Что такое Джиу Джитсу
Немного истории
Джиу-джитсу существовало в Японии на протяжении веков. Происхождение этого стиля не совсем ясно. Его родиной считается Индия, хотя доказательств того, что это утверждение верно, явно не хватает. В древних японских манускриптах упоминаются о множестве различных стилей рукопашного боя, и большинство из них описывают техники, очень похожие на техники современного джиу-джитсу. Название стиля можно перевести как «нежное искусство» или «мягкое искусство». Это обескураживает, поскольку стиль был напрямую связан с кровавыми боями в феодальной Японии. Он включал удары руками и ногами, атаку уязвимых точек, броски, удушения и заломы. Джиу-джитсу было клановым самурайским боевым искусством и было настолько действенно, что человек, столкнувшийся с самураем, владевшим им, был обречен. Термин «мягкое искусство» означал самую суть, идею, которая лежала в основе всех стилей джиу-джитсу, как классического японского, так и современного бразильского, — идея наиболее эффективного использования силы. Вместо того, чтобы применять силу против силы, боец джиу-джитсу использовал силу противника против него самого и с помощью эффективной техники одолевал силу и агрессию — в этом заключается философский аспект джиу-джитсу. Следуя этому принципу, маленький человек может победить более сильного и крупного противника. Это и есть та идея, благодаря которой искусство, в котором применялись удары по глазам и в пах, ломанъие позвоночника и тому подобное, получило название «мягкого». В Японии появилось множество «рю», или школ джиу-джитсу, каждая из которых имела свои отличительные особенности. Одни концентрировались на бросках, другие — на борьбе, третьи — на ударах. На протяжении всего периода, пока в Японии царил феодализм, джиу-джитсу было искусством первостепенной важности. Но колоссальные социальные сдвиги, которые произошли в Японии во время разрушения феодального строя и перехода к модернизации по западному образцу, полностью стерли необходимость в этом искусстве. С исчезновением самураев и тех боевых традиций, на которые оно опиралось, классическое японское джиу-джитсу практически исчезло. В конце девятнадцатого столетия стиль переживал глубокий кризис. Многие мастера были вынуждены зарабатывать на жизнь врачебной практикой, используя свое знание анатомии. Другим приходилось сражаться за деньги. Их считали досадной помехой, странным, неприятным пережитком дикарского прошлого. Однако благодаря японским мастерам в конце XIX — начале XX века джиу-джитсу стало известно в Европе и США. Европейцев и американцев ставила в тупик способность азиатских борцов выходить победителями в поединках с соперниками, как борцами, так и боксерами, порой весьма значительно превосходившими и по физическим данным. Результатом явилась быстро растущая популярность восточных единоборств. Японские мастера-инструкторы приглашались во множество открывающихся в США школ. Особый интерес к джиу-джитсу проявили военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские.
Влияние Дзигоро Кано
Дзигоро Кано (1836—1938) начал изучать джиу-джитсу, чтобы стать сильнее и научиться давать сдачи школьным хулиганам. После нескольких лет обучения он стал мастером в нескольких стилях классического джиу-джитсу, особенно Кито рю и Тенджин Шино рю, и в то же время взял на себя обязанности учителя в своем додзё. Изучая джиу-джитсу, Кано столкнулся с рядом проблем, от которых нужно было избавляться. Некоторые из них были социальными. Джиу-джитсу стремительно теряло популярность, и возникала опасность, что стиль полностью исчезнет, если кто-нибудь не сохранит его техники. Кроме того, Кано прекрасно понимал, какая публика занималась в то время джиу-джитсу (многие из учеников были преступниками и хулиганами, что отнюдь не создавало стилю доброго имени). Общество полагало, что джиу-джитсу было варварским и архаичным искусством, и это не могло не беспокоить Кано. Также он видел проблемы и в природе самого искусства. Стиль представлял собой набор отдельных техник. Он не содержал ни принципов ведения поединка, ни целостной тактики. Вместо того, чтобы дать ученику необходимую стратегию ведения динамичного поединка, классическое джиу-джитсу предлагало только ряд «приемов», разработанных для того, чтобы победить противника с помощью эффективного владения телом. Другой проблемой, которую Кано обнаружил в классическом джиу-джитсу, был метод тренировок. Классическое джиу-джитсу изучалось при помощи ката — неизменных хореографических техник, когда оба партнера отрабатывали только последовательность движений и не сражались друг с другом. «Живые» тренировки (спарринги) проводились только в некоторых школах и на высшем уровне мастерства. Это было сделано специально, так как джиу-джитсу содержало много опасных приемов, таких как удары по глазам и в пах, вырывание волос и еще многое в том же роде. Если бы ученики сражались в полную силу, то к концу тренировки без травмы не остался бы никто. Следовательно, единственным способом изучения искусства оставались ката, и это означало, что ученики не могли почувствовать, как их движения действуют на противника. Естественно, что в поединке соперник не станет подстраиваться под вас только для того, чтобы вы правильно провели прием, поэтому такая система была устаревшей и не приносила ощутимой пользы. Недостаток использования на тренировках только ката можно увидеть очень легко. Чтобы решить эти проблемы, Кано решил вдохнуть в искусство новую жизнь и изменить его в корне.
Гений Кано
Уникальность реформ и гениальность Кано в истории боевых искусств и в частности борьбы основывались на радикальной перемене метода, с помощью которого ученики отрабатывали показанные им приемы. Кано не был новатором в области техники; большинство тех знаний и навыков, которыми он владел, были почерпнуты из старых школ джиу-джитсу. Его реформа заключалась в том, что он полностью изменил способ, при помощи которого передавал эти знания ученикам. Главным элементом тренировки, который Кано ввел в своей школе Кодо-кан, стал «рандори», или живой спарринг. Идея состояла в том, что двое учеников сражались друг против друга в полную силу, стараясь применить именно показанную технику. Так они знакомились с ощущением поединка с настоящим, упирающимся противником. Как вы понимаете, это гораздо сложнее, чем применять прием против соперника, который двигается вместе с вами в хореографической последовательности, на которой строятся ката. Такие тренировки развивали значительно большую ловкость и скорость, как физическую, так и ментальную, и готовили учеников к изматывающим и непредсказуемым движениям реального поединка. Чтобы сделать «рандори» приемлемым, Кано убрал из него все опасные элементы. Согласитесь, никто не выдержит, если его каждый день будут бить, рвать за волосы и пытаться выцарапать глаза. Чтобы предотвратить травмы, Кано убрал удары и «грязные» приемы. Заломы были ограничены до залома руки в локте (он был гораздо безопасней, чем заломы ног, спины, шеи, запястий и плеч). Теперь ученики могли бороться в полную силу, не рискуя получить травму, и тем самым они обретали опыт, жизненно необходимый для того, чтобы сражаться против настоящего противника.
То, что Кано устранил опасные элементы из тренировки для того, чтобы сделать ее более легкой для учеников, может повергнуть читателя в шок. В конце концов, искусство боевое, так почему бы не тренировать навыки настоящего боя, используя действительно опасные болевые приемы классического джиу-джитсу? И не ослабит ли сам стиль их исчезновение? Здесь и проявил себя реформаторский гений Кано. Интуитивно мастер почувствовал, что боевое искусство можно сделать более эффективным, если убрать «опасные» элементы и позволить ученикам отрабатывать оставшиеся техники в полную силу. Кано понял, что эффективность боевого искусства определяется не столько набором техник и приемов, сколько методом изучения этих техник. Важность этого заключения трудно переоценить. Оно представляет собой один из величайших прорывов за всю историю боевых искусств.
Создать поистине эффективный стиль можно только тогда, когда создана методика, позволяющая ученикам изучить и запомнить его движения и техники, что становится возможным только в том случае, если ученики тренируются с настоящим противником, причем в полную силу. Действительно, это звучит как парадокс — боевое искусство, ставшее более эффективным после устранения опасных приемов. Кано заметил, что боец, который постоянно отрабатывает «безопасные» техники в полную силу против сопротивляющегося противника, может сражаться лучше, чем тот, который тренирует «смертельные» приемы без малейшего противодействия со стороны оппонента. Сразу же скажем, что «безопасная» техника не значит «неэффективная». Техники, оставленные Кано, были «безопасными» только в том смысле, что их можно было без лишнего риска применять на тренировках до тех пор, пока ученики соглашались останавливать спарринг после удачного проведения приема. В уличной драке при помощи таких «безопасных» техник вы можете сломать противнику локоть или удавить его до потери сознания. Появление этого тренировочного метода стало огромным сдвигом в истории искусства борьбы.
Методы Кано в действии
В начале 1880-х Кано открыл собственную школу боевых искусств Кодокан, где начал использовать разработанный им метод тренировок. Новое боевое искусство он назвал «дзюдо», чтобы отличить его от классического джиу-джитсу. Выбор названия достаточно интересен. «Дзю» в дзюдо означает то же самое, что «джиу» в джиу-джитсу. (Джиу-джитсу — старая и ошибочная форма названия боевого искусства древних японцев. Правильно говорить «дзю-дзюцу» или «дзю-джитсу». Тем не менее, традиционное название звучит именно как «джиу-джитсу», поэтому мы его и оставили.) «Дзю» означает «нежность» или «мягкость». «До» означает путь и соотносится с образом жизни или религиозными взглядами. Дзюдо было не просто набором техник, а скорее образом жизни, со своими моральными, духовными и социальными ценностями, в тот же время оставаясь эффективным боевым стилем. Школа Кодокан привлекала многих талантливых учеников и вскоре обрела популярность в Японии. Примерно в конце 80-х годов полиции Токио понадобился боевой стиль, которым могли бы овладеть офицеры. За право тренировать полицейских сражались многие школы классического джиу-джитсу, включая самые известные и престижные. Чтобы выяснить лучшую, было решено провести турнир. Победу можно было одержать только броском, после которого противник падал на спину, или захватом на удержание. Этот турнир был не похож на современные турниры СБИ, поскольку удары были запрещены. Больше всего это соревнование походило на чемпионат по борьбе. Ученики школы Кодокан встретились лицом к лицу с самыми сильными японскими рю классического джиу-джитсу и выиграли почти все поединки. Результат был поразителен, поскольку школа существовала только четыре года, а сэнсею не было еще и тридцати. Это нанесло классическому джиу-джитсу смертельный удар, и дзюдо стало главным боевым стилем Японии. Методы Кано доказали, что его преобразования были действительно эффективными.
Маеда
Одним из лучших учеников Кано был Мицуё Маеда (1878—1941). Сначала он изучал классическое джиу-джитсу, но в возрасте восемнадцати лет перешел в школу Кодокан, где быстро стал одним из лучших. Кано был очень заинтересован в распространении дзюдо за пределами Японии; возможно, это было частью его желания сделать этот стиль олимпийским видом спорта. Он направил нескольких учеников в США, чтобы продемонстрировать свое искусство. Двое были посланы на Восточное побережье. Первым был пожилой человек, Томита, один из первых учеников Кано и участник турнира в Токио 1886 года. Он прекрасно владел техникой и был неплохим учителем, но, к сожалению, уже не так много стоил как боец. Вместе с ним в Америку приехал Маеда, который при необходимости должен был сражаться в поединках. Сначала дела пошли не так хорошо, как можно было бы ожидать. В Военной Академии Вест-Пойнт (а не в Белом Доме, как многие ошибочно полагают) японцам предложили сразиться с игроком футбольной команды, размеры которого внушали настоящий страх. Маеда немедленно согласился. Футболист быстро сбил японца с ног и прижал к земле. На Западе борцовские поединки обычно решаются именно «удержанием». Если вы в течение недолгого времени сможете удержать противника на спине, то одержите победу. В джиу-джитсу и дзюдо, напротив, пока вы держите противника ногами, пусть даже и лежа на спине, поединок продолжается (потому что вы, находясь в таком положении, легко можете обрести контроль и победить соперника). Некоторые считали, что победил американец, потому что он сбил Маеду с ног и навалился сверху. Тем не менее, Маеда продолжал схватку и вскоре применил залом руки, вынудив противника признать поражение. Разногласие во мнениях заставило зрителей требовать еще одного поединка. Томита был выше рангом в дзюдо, чем Маеда, и американцы ошибочно сочли его лучшим бойцом (по сути, он был лучшим учителем, но его звезда борца давно уже закатилась). Они начали кричать, требуя, чтобы футболист сразился с Томитой. К чести сказать, Томита вызов принял, но, к ужасу Маеды, американец легко сбил его на землю и в этот раз действительно удержал. Японцу ничего не оставалось, кроме как корчиться под противником — для дзюдо это был настоящий провал. После такого конфуза Томита и Маеда расстались, Томита отправился на Западное побережье, а Маеда остался на Восточном, горя желанием восстановить престиж и репутацию дзюдо. Он хотел сразиться с профессиональным американским борцом или боксером. Маеда жил в Принстоне, Нью-Джерси, и Нью-Йорке, готовясь к поединку в Кэтскиллс, Верхний Нью-Йорк. Прошло некоторое время, и он выступил против талантливого местного чемпиона по борьбе, одержал впечатляющую победу и вернул своему искусству почет и уважение. Относительная неизвестность дзюдо и джиу-джитсу в Америке делала жизнь Маеды очень трудной. Все же его мастерство и успехи в поединках создали ему репутацию и добавили уверенности в своих силах. Он стал. настолько уверен в себе, что бросил вызов чемпиону-тяжеловесу Джеку Джонсону, которого многие и по сей день считают лучшим боксером всех времен. Именно так Маеда начал традицию, которую позднее продолжат Хелио Грейси и его сыновья. Хелио вызвал на поединок лучшего боксера своего времени Джо Льюиса. В наше время сразу несколько представителей семьи Грейси собирались сражаться с истинной иконой бокса, Майком Тайсо-ном. Джонсон не ответил и тем самым положил начало традиции, согласно которой боксеры-тяжеловесы не обращают никакого внимания на подобные вызовы Маеда много странствовал по миру. После своего путешествия по Северной Америке он побывал в Цент ральной и Южной, а позже посетил и Европу.
Он сражался во многих профессиональных поединках и таким образом нарушал многие моральные заповеди дзюдо, которые были достаточно строгими. Возможно, именно поэтому Маеда предпочитал называть свое искусство «джиу-джитсу», а не «дзюдо». Есть и другие причины, по которым он изменил название своего стиля. Перед тем как стать учеником школы Кодокан, Маеда изучал классическое джиу-джитсу, и только в позднем (по меркам боевых искусств) возрасте он попал под влияние Дзигоро Кано, который был мастером джиу-джитсу школы Тенджин Шино рю. Когда Маеда стал сражаться как профессиональный борец, он очень часто был вынужден применять техники, запрещенные в дзюдо, но бывшие частью изученного им ранее джиу-джитсу. Кроме того, Маеда был умным и внимательным новатором. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убирал те, которые считал неэффективными. Он разрабатывал свой собственный стиль, целью которого было успешное противодействие двум основным типам бойцов на Западе — борцам и боксерам. В вопросах техники он отошел от чистого дзюдо. Факт остается фактом, и, обучая своему искусству многих людей, которых он встречал в своих путешествиях, Маеда настаивал на том, чтобы они называли его стиль «джиу-джитсу». Его учениками были как полицейские, так и обычные люди, а свое мастерство он оттачивал в поединках. Потрясающие достижения Маеды сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. Он сражался также в Англии и Испании, где взял себе псевдоним Граф Кома, ставший очень известным. В начале 1920-х Маеда вернулся в Бразилию и оказался в центре кипучей деятельности, развернутой японским правительством с целью основать колонию в северной части страны. Это было время имперской Японии, и Страна Восходящего Солнца стремилась обрести колонии за океаном, подобно тому, как это сделали ведущие западные государства. Одной из стран, выбранных для колонизации, стала Бразилия, и Маеда должен был помочь с осуществлением проекта. У Маеды были хорошие впечатления от Бразилии и плохие от Северной Америки (где антияпонские настроения были куда сильнее), поэтому он счел, что именно Бразилия станет лучшим местом для основания колонии, и с огромным рвением приступил к работе. Проект было достаточно трудно претворить в жизнь (на самом деле он был немедленно провален). Единственным бразильцем, который использовал свои политические связи, чтобы помочь Маеде, был Гастао Грейси, чья семья эмигрировала в Бразилию из Шотландии. Дружба, которая завязалась между двумя людьми, привела к тому, что Маеда решил — он обучит джиу-джитсу сыновей Гастао.
Маеда и Грейси
Карлос Грейси (1902—1994), старший из братьев, стал учеником Маеды. Самое время задать резонный вопрос: чему именно Маеда учил Карлоса? Информация о методе тренировок, который применял Маеда, и о тех технических инновациях, которые он разработал, исходя из собственного опыта, и ввел в джиу-джитсу и дзюдо, достаточно скудна и неясна. Мы видели, что Маеда настоял на том, чтобы его стиль назывался джиу-джитсу, а не дзюдо, и знаем некоторые причины, побудившие его принять это решение. Мастер отмечал, что он создавал стиль для поединков с бойцами других стилей. Он сумел разглядеть основные слабости своих главных соперников, западных борцов и боксеров, и вел схватку таким образом, чтобы использовать эти слабости на сто процентов. Основная тактика его поединков сводилась к следующему: вначале он наносил либо низкий удар ногой, либо локтем и входил в клинч, после чего сбивал противника с ног и проводил захват на удержание. Это очень похоже на ту тактику, которую используют бойцы современного бразильского джиу-джитсу. Главные уроки, которые Маеда преподал Карлосу были такими:
1. Искусство борьбы, с небольшими дополнениями, может превратиться в крайне эффективный боевой стиль, который может нейтрализовать силу противника и использовать его слабости. Маеда был живым тому доказательством. Эффективность его поединков и боевой опыт были несомненны. Он на практике понял, какие техники боя действительно работают. Нарушив моральный запрет Кано, который не позволял бойцам дзюдо сражаться за деньги, Маеда сильно повысил значение борьбы как боевого искусства.
2. «Рандори» позволяет ученикам успешно усвоить техники именно в таком виде, как они должны применяться в реальном бою. Этот урок Маеда усвоил еще в школе Кано. Мы вскоре увидим, что это очень помогло семье Грейси улучшить свои боевые навыки.
3. Собственно техника джиу-джитсу.
4. Основная тактика, с помощью которой можно сбить бойца-ударника с ног, тем самым лишая его главной силы (ударов руками и ногами) и обретая контроль (борцовские захваты на удержание).
Карлос был учеником Маеды не более четырех лет, а возможно, даже и того меньше, всего около двух. В1925 он открыл собственную школу, но здесь встает вопрос: как долго он изучал джиу-джитсу? За столь короткий промежуток времени он мог овладеть только базовыми техниками. Помните, что в это время Маеда вплотную занимался проектом колонии и часто путешествовал. Получается, что отношения учитель/ученик между Маедой и Карлосом были не такими тесными, как полагают многие, и технику джиу-джитсу Гоейси развивали сами на протяжении многих лет. Маеда продолжал путешествовать по Бразилии и другим странам, оставляя братьев Г рейси один на один с сонмом технических деталей, которые им приходилось познавать самим. Он позволил семье Грейси сделать первый шаг, в котором они нуждались, и вместе с этим обучил их той проверенной тактике, с помощью которой борец может захватить инициативу и победить противника. Кроме того, он дал бразильцам отличные методы тренировки, философию реального поединка и несомненные доказательства эффективности стиля — таким было наследие, которое Маеда оставил семье Грейси за то короткое время, что обучал Карлоса.
Развитие бразильского джиу-джитсу
Братья Грейси обладали рядом преимуществ, благодаря которым они быстро продвинулись в развитии своего искусства. Одним из них было число. Братьев было четверо, и все они занимались джиу-джитсу. Это означало, что Грейси никогда не испытывали недостатка в партнерах, с которыми можно было тренироваться и создавать новые техники. Братья стали отцами огромного количества детей, многие из которых пошли по подавать джиу-джитсу. Дети их детей, в свою очередь, тоже не пожелали отходить от дела семьи. Прибавьте к этому многих учеников, которые были у семьи, и вы сможете четко понять, что Г рейси, если можно так выразиться, были командой исследователей, чьим полем деятельности был бой без оружия. Другим преимуществом было время. Г рейси изучали джиу-джитсу всю жизнь и могли посвятить все свое время исследованиям и тренировкам. Например, Хелио Грейси потратил годы на то, чтобы довести до совершенства технику поединка и найти самый эффективный способ использования силы. Еще одним фактором стали небольшие габариты. Все Грейси были очень маленькими и щуплыми. Естественно, что не каждый сочтет это преимуществом бойца, но именно недостаток физической силы заставил их оттачивать технику до немыслимых пределов, делая главную ставку в поединке именно на нее. И последним преимуществом, которым владели Грейси, была их автономия. Традиционные боевые искусства обычно несут на себе отпечаток традиций, и любые изменения воспринимаются в штыки, как разбавление истины, открытой мастерами древности. Г рейси были предоставлены сами себе, и сами отвечали за свои действия. Не скованные традициями и рамками, они могли совершенно свободно добавлять новые техники и убирать ненужные. Главным критерием отбора были не традиции и поклонение прошлому, а эффективность в бою. Эти преимущества — наиболее явные, но своим развитием и успехом джиу-джитсу обязано и другим, скрытым факторам, которые мы сейчас и рассмотрим.
Гений семьи Грейси — избавление от ограничений Кано
Классическое джиу-джитсу и дзюдо, которым Маеда обучал Г рейси, несли в себе несколько совершенно новых элементов. Маеда не только показывал ученикам техники джиу-джитсу и дзюдо, но также познакомил их с «рандори», или свободным спаррингом. Гений Грейси заключался в том, что они расширили и значительно улучшили технику, методы и тактику японского джиу-джитсу и дзюдо и создали новый стиль, который совершил революцию в мире боевых искусств. Частью этих изменений было устранение некоторых запретов, которые Кано наложил на свое боевое искусство. Мы уже знаем, что он пытался создать стиль, который не ограничивался бы только поединками. Кано стремился к тому, чтобы дзюдо несло в себе общественные и духовные ценности, и хотел сделать тренировки частью общего развития человека. Для того, чтобы дзюдо могли изучить все желающие, Кано сделал его более безопасным. Стараясь сделать так, чтобы его боевое искусство стало частью духовной и социальной жизни многих людей, Кано создал чудесный проект, но ему пришлось убрать из стиля наиболее опасные техники, и боевой аспект дзюдо сильно пострадал. Мастер убрал слишком много техник, которые можно было применить в реальном поединке. Чтобы предотвратить травмы на тренировках, из множества захватов на удержание он оставил только залом руки в локте и удавки, запретив давить на лицо противника. Удары стали частью церемониальных ката и никогда не применялись в спаррингах. Ученики тренировались только в ги. Стиль претендовал на то, чтобы стать олимпийским видом спорта, и основной акцент был сделан на зрелищность и красивые броски, а не на эффективную борьбу на земле. В результате искусство Кано еще сильнее отдалилось от реального боя. Противник могли бороться на земле только в течение очень короткого промежутка времени, после чего вмешивался судья, и они поднимались. Моральный запрет приказывал бойцам дзюдо никогда не сражаться с представителями других стилей в показательных поединках. Все эти ограничения сильно мешали развитию дзюдо как чисто боевого искусства. Общественные, нравственные и эстетические запреты были только препятствием для развития эффективности борьбы. Грейси увидели недостатки этих ограничений и полностью устранили их. Их целью было не просвещение общества, а боевая эффективность. Вслед за Маедой они стали принимать участие в поединках и турнирах по смешанным боевым искусствам, чтобы еще сильнее развить свое искусство. Интересным является тот факт, что когда Грейси приехали в Северную Америку, где продолжили сражаться и выступать на соревнованиях, многие бойцы критиковали их именно за недостаток тех социальных, нравственных и эстетических запретов, от которых семья отказалась много лет назад, устранив их для того, чтобы повысить боевую эффективность стиля. Еще одно изменение, которое Грейси внесли в суть стиля, заключалось в собственно техниках. Мы уже поняли, что Грейси были небольшими по размерам людьми, и для победы им требовалась максимально эффективная техника. Тем не менее, это только часть истории. Система правил, применяемая в бразильском джиу-джитсу, существенно отличалась от других боевых искусств, и это означало, что как на тренировках, так и в поединках все время возникали новые, непредвиденные ситуации. Приходилось либо искать новые техники, либо изменять старые. Этот процесс длился в течение многих лет и продолжается даже сейчас. Простой пример: в дзюдо, если один из противников заломил другому руку, находясь под ним, и первый сумел встать, поединок останавливается, и соперники начинают все заново. Следовательно, в технике защиты от подобного залома нет никакой необходимости, потому что судья все равно прекратит схватку. Что касается реального поединка, то в нем залом руки из положения снизу применяется даже тогда, когда противник сумел подняться на ноги (это часто случается на современных турнирах СБИ), поэтому, если такая ситуация произойдет во время поединка в рамках бразильского джиу-джитсу, никакой остановки не последует. Становится ясным, что боец должен владеть необходимыми техниками, чтобы успешно вырваться из такого залома, и Грейси пришлось создавать такие техники самим. Таким образом, различия в правилах способствовали появлению новых техник.
Современное Джиу-Джитсу
За последние десять лет в боевых искусствах произошел коренной перелом. Он начался в девяностых годах прошлого века, когда в Соединенных Штатах была проведена серия турниров по смешанным боевым искусствам (СБИ) — таких, как чемпионат по боям без правил, где представители различных стилей решили наконец выяснить, какое искусство является лучшим в реальном бою. К удивлению большинства, ключами к победе оказались вовсе не сила ударов, не скорость и мощь, не ловкость и агрессия, а способность сбить противника с ног и борцовские приемы, с помощью которых боец заставлял противника признать поражение. Яркой звездой сверкнули на тех турнирах представители бразильского джиу-джитсу. На ринге они показали такое мастерство и знание техники, что их стиль всего за несколько месяцев, пока шли первые турниры, стал самым известным и обрел международное признание. Бразильцы, ведомые семьей Грейси, ясно продемонстрировали всю простоту поединка. После не -скольких ударов руками или ногами противники входили в клинч, начинали бороться и падали на землю. Именно на земле и решался исход поединка. К сожалению, многие именитые бойцы справлялись только с начальной стадией схватки – ударами. Приученные к боям на земле, бразильцы легко одерживали верх практически во всех поединках. Cтало совершенно ясно, что борцовские стили боя были гораздо более действенными, нежели широко разрекламированные ударные стили. Для многих это стало шоком, ведь боевые искусства прежде всего ассоциировались с умением бить руками и ногами. Несмотря на распространенное мнение, все оказалось совсем по-другому: не стесненные правилами, практически все бойцы сразу входили в клинч и переводили схватку в партер. Имен но в партере столь любимом борцами, обычно и решался исход поединка. Слишком просто было бы сказать, что для традиционных боевых искусств это было огромным разочарованием. Теории смертельных и убийственных проникающих ударов развеялись перед лицом реальности. Очевидным итогом этих соревнований было то, что захваты, и в положении стоя, и на полу, являлись решающим элементом победы. И в большей мере, чем какое-либо другое искусство, бразильское джиу-джитсу стало синонимом слова «успех» в этом смешении стилей. Созданное и доведенное до совершенства легендарной семьей Грейси, бразильское джиу-джитсу заставило представителей других стилей отойти на второй план и молча покориться той громадной силе, что была заключена в этом искусстве. Неудачей турниров стало и то, что боевые искусства разделились на борцовские и ударные. В этом делении нет абсолютно никакой необходимости. Ударные стили не должны, да и не могут не обращать внимания на недавние события и перемены. Ренцо и Ройлер. На рассвете нового века боевые искусства переживают такой сдвиг, подобного которому в истории еще не было. После первых опасений и сомнений спортивное сообщество пришло к пониманию: освобождение от правил навсегда изменило представления о реальном поединке Как бывает при каждой революционной ситуации, нынешний раскол имеет своих сторонников и противников. Начало перемен разделило представителей боевых искусств на два лагеря: «борцов» и «боксеров», «современников» и «традиционалистов». Возможно, что конечная цель этого раскола как раз и состоит в том, что все бойцы, независимо от стиля, могут получить огромную личную выгоду, изучив искусство захватов. Опыт показал, что захваты и в положении стоя, и на земле крайне необходимы для победы в реальной схватке. Большинство людей осведомлены об основных различиях в боевых искусствах. Корейцы отдают предпочтение высоким, мощным ударам ногами, японские стили и карате Окинавы основаны на низких стойках и мощных линейных блоках, а также на ударах руками, кун-фу Вин Чун выше всего ценит прямую стойку, низкие удары ногами и хитрые ловушки рук. Список стилей можно продолжать очень долго, и у каждого из них будет своя отличительная черта. В отличие от множества других стилей, где в качестве лучшего пути к победе рассматриваются удары ногами и руками, искусство борьбы ставит целью захват противника и последующий переход схватки на землю, после чего вы можете как удерживать соперника, так и провести победный захват или залом. На протяжении многих лет наиболее известными стилями такого плана были дзюдо, самбо и олимпийская борьба.
Турниры по смешанным боевым искусствам (СБИ)
Казалось бы, что может быть проще, чем определить, какие боевые искусства являются лучшими, а какие нет? Нужно было просто устроить серию поединков между мастерами одних стилей и мастерами других без серьезных ограничений в правилах или искажений результатов, и можно было бы ясно увидеть, представители каких искусств чаще одерживали верх. Такие бои могли бы ответить, какой стиль является самым лучшим. Но, несмотря на простоту решения, турниры по смешанным боевым искусствам (СБИ), на которых было только несколько серьезных правил, начались в Северной Америке только в начале 1990-х. Что касается Южной Америки, то там такие соревнования проводились в течение многих лет, но, к сожалению, никто не обращал на них ни малейшего внимания, поскольку лучшими мастерами боевых искусств считались азиаты. Первые поединки на такого рода турнирах велись голыми руками, без ограничений во времени (либо с очень долгим периодом), без весовых категорий и всего лишь с несколькими правилами — запретами на удары по глазам и укусы, что приближало их к реальной схватке настолько, насколько могло позволить цивилизованное общество. Такие турниры манили всех бойцов, которые желали показать свое искусство, независимо от стиля, который они практиковали.
Результаты первых турниров
Ожидания большинства людей, пришедших на первые турниры СБИ, были достаточно просты. Эти ожидания складывались из ложных представлений, которые просочились в самую суть боевых искусств главным образом потому, что эти искусства слишком далеко ушли от реальности поединка, предложенной устроителями СБИ. Большинство бойцов было уверено, что тот, кто будет сильнее всех бить ногами и руками, сделает из своих противников телячью отбивную. К огромному удивлению всего боевого сообщества, все оказалось с точностью до наоборот. Практически все поединки протекали по одному сценарию. Оба противника начинали с ударов руками и ногами, а затем быстро переходили в клинч, после чего или случайно, или по желанию одного из них падали на землю. Выходило так, что борцы, опытные в бою на земле, всеми силами стремились перевести поединок в партер, а их соперники могли только яростно сопротивляться, чтобы не позволить этому произойти. Для многих бойцов настоящим шоком стало то, что как только схватка переходила на землю, те мастера, которые считались самыми искусными, полностью терялись и совершенно не могли избавиться от подобной ситуации. Бойцы, владеющие искусством борьбы, одерживали победу за победой, и постепенно положение сил становилось все более ясным. Во-первых, бойцы, которые практиковали ударные стили, становились очень уязвимыми, когда оказывались на земле, где их удары были практически бесполезны. Во-вторых, борцам было намного легче навязать противникам свою тактику ведения поединка (войти в ближний бой, после чего сбить противника на землю), чем наоборот. В-третьих, искусство боя на земле на турнирах СБИ пригодилось куда больше, нежели мастерство ударов. В-четвертых, лучшим средством для победы стали далеко не удары, а заломы и удавки, которые вынуждали противника сдаться, в противном случае он терял сознание или получал серьезную травму. Прошло некоторое время, и под давлением общественности в поединки подобного рода были внесены новые правила, но, несмотря на это, как весовые и временные ограничения, так и ход поединка все еще несут на себе отпечаток ранних турниров. Боевое мастерство противников невероятно возросло, и теперь там нет наивных участников, которые ничего не знают о борьбе. Для успеха на турнирах СБИ боец должен быть «совершенным», то есть искусным как в борьбе, так и в дальнем бою; он должен уметь сражаться стоя, входить в клинч, защищаться отброс-ков противника и контратаковать, и, что самое главное, он должен в совершенстве знать бой на земле.Джиу-джитсу на турнирах СБИ
Из всех стилей, представленных на турнирах СБИ, ни одно не оказало такое впечатление, как джиу-джитсу. Успех, которого никто не ждал, за считанные месяцы сделал из темной лошадки звезду первой величины. Бойцы джиу-джитсу побеждали везде — на турнирах в Северной Америке, чемпионатах мира по боям без правил и так далее. Особенно удивлял тот факт, что мастера джиу-джитсу почти всегда были значительно меньше, чем их противники. Кроме того, они одерживали совершенно бескровные победы. Бойцы быстро переводили схватку на землю, а потом применяли разнообразные удавки и захваты, заставляя противников принять поражение. Когда же эти бойцы, сбитые противниками, сами оказывались на земле, они использовали все свое искусство, которое позволяло выиграть схватку и из положения под противником. Это было сенсацией, потому что большинство было уверено, что боец, которому повезет оказаться сверху, уже одержал две трети победы. То, как мастера джиу-джитсу развеяли этот миф, было осуществлением мечты любого бойца — увидеть искусство, которое позволяло маленькому, слабому человеку победить крупного, сильного, опытного противника с минимумом насилия и крови. Реакция боевого сообщества на этот успех была различной. Некоторые уверяли, что турниры СБИ были аморальны и не соответствовали духу боевых искусств. Другие были в восхищении, но полагали, что новый стиль будет практически бесполезен на улице, если придется сражаться против нескольких противников или соперник будет вооружен. Тем не менее, ведущие мастера немедленно учли все достоинства стиля и устремились к его изучению, чтобы либо полностью познать секреты этого искусства, либо, по крайней мере, научиться противостоять тем универсальным техникам, которые посеяли панику на турнирах СБИ. С другой стороны, они горели желанием овладеть этим стилем. Это был выстрел в самое сердце мира боевых искусств — революция началась.
Причины успеха джиу-джитсу на турнирах СБИ
До того, как в Северной Америке прошли первые турниры СБИ, лишь некоторые признавали джиу-джитсу как стиль, который позволяет легко превзойти противника в поединке. Естественно, стоит задать вопрос: что же позволило этому стилю так легко превзойти все остальные? Ответ может раскрыть суть теории боя. Даже быстрый анализ поединков на ранних турнирах СБИ позволяет нам прояснить несколько факторов. Мастер джиу-джитсу мог одержать победу вне зависимости от того, оказывался ли он сверху или снизу соперника, и в непредсказуемом и хаотичном поединке это иногда играло главную роль. Часто случалось, что более крупные противники часто сбивали бойцов на землю, и тем приходилось сражаться, находясь под соперниками, в чем они преуспели, поразив своих более сильных и мощных оппонентов. Методология тренировок джиу-джитсу позволяет бойцам использовать в поединках те же приемы, что и в тренировочных спаррингах, причем даже на тренировках они сражаются в полную силу. Так что поединки без правил не были для них в новинку. Позднее мы еще вернемся к ключевой роли тренировок и обсудим этот вопрос более детально.
Система баллов, применяемая джиу-джитсу, создана специально для того, чтобы отразить самые важные элементы любого поединка. Баллы начисляются соответственно тому, насколько хорошо ученик переходит в положения, которые позволят ему одержать победу над противником в реальной схватке. Таким образом он постигает суть движений, с помощью которых можно захватить инициативу. Например, каждый согласится, что вы обретаете явное преимущество, когда удерживаете противника, лежа поперек его груди. Из такого положения вы можете наносить достаточно сильные удары, в то время как он не в состоянии ничего противопоставить. Если вам удалось занять такую позицию, то по системе баллов джиу-джитсу вы получаете максимум — четыре очка. Это заставляет ученика во время тренировочных спаррингов все время стремиться к обретению лучшего положения, пока такое стремление не станет автоматическим навыком, что очень пригодится в реальном бою. Минимум ограничений на тренировках готовит учеников к реальным поединкам. Реальный поединок проходит вообще без ограничений — вы вольны делать, что хотите, только чтобы достичь победы. Что касается спортивного поединка, то в нем полно правил, ограничений и постоянно вмешивается судья. Например, в боксе рефери останавливает бой каждый раз, когда противники входят в клинч. В тайском боксе поединок прекращается, как только один из соперников упадет на землю. В олимпийской борьбе нельзя применять удавки и заломы, в дзюдо можно заламывать только руку, да и то в локте (правда, удавки тоже разрешены). Но в джиу-джитсу роль судьи совсем невелика. Он всего лишь подсчитывает баллы и не выпускает бойцов за пределы круга. Противники могут применять заломы лодыжек, колен, бедер, спины, шеи, плеч, локтей и запястий, а также удушения, удавки и удары. Такой минимум ограничений позволяет ученикам лучше понять природу реального боя.
Боевое наследие джиу-джитсу сыграло ключевую роль в успехе представителей этого стиля на турнирах СБИ. Традиции джиу джицу тянутся из далекого прошлого, и именно опыт дал им понять, чего ждать от боев без правил, в то время как их противники сталкивались лицом к лицу с неизвестным.
Простая, но крайне эффективная, прошедшая испытание боем тактика, помноженная на отточенную до совершенства технику, которую ученики за годы тренировок довели до автоматизма, стала огромным преимуществом. Многие из тех бойцов, которые сражались на ранних турнирах СБИ, не имели четкого представления о том, как именно они будут побеждать своих противников, и все, что у них было — это неистовое желание избить врага в кровь. И они очень удивлялись, когда не могли этого сделать, потому что оказывались в клинче или на земле. Мастера джиу-джитсу, напротив, вели каждый поединок четко и спокойно, заставляя противника следовать выбранной ими тактике. Как можно быстрее они входили в ближний бой, уменьшая потенциальный риск, а потом переводили схватку на землю, где искусство противника было бесполезным. Сражаясь на земле, бойцы джиу-джитсу все время стремились обрести лучшее положение, шаг за шагом переходя в такую позицию, из которой могли провести захват на удержание и одержать победу. Такая тактика давала им четкое знание того, как нужно вести поединок в каждый конкретный момент. Кроме того, они владели техникой, которая воплощала это знание в жизнь. У мастеров никогда не возникало вопроса, что им делать и как вести поединок. Именно то, что они чувствовали цель и тактику ведения схватки в каждый ее момент, сильно смущало их противников, многие из которых терялись и никак не могли решить, что делать дальше сразу после того, как входили в ближний бой.
0 комментариев